<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- То, чего я не смогу контролировать, ничем хорошим не обернется.- Перемены слишком трудны и болезненны, я предпочел бы ничего не менять.
- У меня нет силы воли, чтобы поддерживать эти перемены. Спросите себя: "В каких сферах моей жизни мне наиболее трудно
приспосабливаться к переменам? Что я могу сделать, чтобы легче принимать происходящие перемены?"
Подготовка внутренней почвы
Информация, полученная вами после пробы внутренней почвы, должна была дать вам достаточно хорошее понятие о том, как вы видите себя и окружающий вас мир. Здесь наступило время добавить в вашу внутреннюю почву питательные вещества. Питание вашей внутренней почвы включает в себя создание утверждений и образов, направленных на рубежи роста тех основных убеждений, которые нуждаются в изменении.
С чего начать в поисках рубежей роста в области основных убеждений? Вы уже многое открыли, когда исследовали свою внутреннюю почву. Следующим шагом будет упрощение этой информации и создание на ее основе утверждения и образа.
Для начала просмотрите следующие типичные утверждения, которые помогут вам установить ваши собственные. Некоторая персона-лизация типичных утверждений может послужить основой для создания вашего собственного, уникального утверждения. Остановитесь на тех из них, которые вам о чем-либо говорят.
Личная ответственность
Примеры утверждений:
- Я беру на себя ответственность за свою собственную жизнь.
- В моей власти изменить мою жизнь.
- Я выбираю рост.
- Я создал свое прошлое и создам свое будущее.
- Я - творец своей жизни.
- Безграничная сила Вселенной (Бога, Творца и т. п.) протекает через меня, помогая создавать свою жизнь.
- Я в полной мере использую свой разум, чтобы сделать жизнь такой, как я хочу.
- Я использую каждую возможность учиться на том опыте, который дает мне жизнь.
- Мое прошлое не определяет бесповоротно мое будущее. Мое будущее - в моих руках.
Самооценка
Примеры утверждений:
- Я привлекательный человек.- Я люблю себя.
- Я - отражение внутренней красоты Бога.
- Я приемлю себя полностью.
- Я полностью одобряю себя.
- Я могу сделать все, что захочу.
- Я могу обратиться к бесконечному разуму Вселенной.
- Я самый замечательный из всех людей, которых я знаю.
- Я легко и непринужденно говорю окружающим, что я единственный в своем роде.
- Я всегда знаю, что делать.
- Я достоин всего того изобилия благ, которое может предложить мне Вселенная.
- Я достоин любви.
Вера во Вселенную
Примеры утверждений:
- Я верю, что Вселенная благосклонна ко мне и поддерживает меня.
- Я верю в людей.
- Я открываю себя для Вселенной.
- Я вступаю в новую жизнь с верой.
- Я дышу легко, как дитя Вселенной.
- Творец любит и поддерживает меня.
- Бог - это мой друг (отец, мать), и Он (он, она) заботится обо мне.
- Я люблю играть в моем доме - Вселенной.
- Мне хорошо в этой Вселенной.
Позитивное отношение
Примеры утверждений:
- Я сам кузнец своего счастья.
- Жизнь для меня течет легко и приятно.
- В этом мире изобилия я легко удовлетворяю свои потребности.
- Я иду по жизни легко и свободно.
- Я нравлюсь себе в этой жизни.
- Моя жизнь полна возможностей принести что-то значительное в этот мир.
- Я беру на себя ответственность сделать мир лучше, чем он есть.
- Успех сопутствует мне везде, куда я бы ни приложил силу своего разума.
- Я могу это сделать.
- Я найду способ, как это сделать.
- Я люблю свою жизнь.
- Я учусь у всех, кого встречаю в жизни.
- Моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше.- Моя жизнь благословлена свыше.
- Я жду только самого лучшего в жизни.
- Я счастлив, что живу на этой прекрасной планете.
Открытость переменам
Примеры утверждений:
- Я верю, что перемены принесут мне только хорошее.
- Я мягко провожу перемены и открыт для того, чему они учат меня.
- Я учусь в университете перемен.
- Все меняется, включая мои привычки.
- Я мягко и терпеливо включаюсь в процесс перемен.
- Я понимаю, что процесс перемен не происходит сразу.
- Я верю, что перемены нужны для самоусовершенствования.
- Я отношусь к переменам с легким сердцем.
- Я гибок, как текущая река, я способен меняться, плывя по течению.
- Я принимаю перемены как существенную часть процесса моего роста.
- Я отдаюсь течению перемен.
Создание утверждения и образа
1. Обзор результатов процесса самопознания
Вернитесь назад к Пробе внутренней почвы. Запишите основные убеждения, над которыми вы хотели бы поработать. (Если вы выбрали больше, чем одно основное убеждение, проделайте пункты 2 - 4 для каждого из них.)
2. Установите свой рубеж роста
Вернитесь к примерам рубежей роста, которые вы уже просматривали. Если обнаружится, что несколько типичных рубежей роста подходят вам, выберите тот, который вам наиболее близок. Если ни один из них не соответствует вашим представлениям, сформулируйте свой собственный рубеж роста, коротко, в одном предложении. Знание того, во что вы по-настоящему верите, поможет вам изменить свое убеждение. Самопознание - это первый шаг.
3. Создайте свое видение
Теперь, когда получили ясную картину существующего у вас ограничивающего представления, которое необходимо изменить, спросите себя: "Чего я хочу? Какое видение, как я думаю, может быть возможным для меня ?"Попробуйте свободно сочетать слова, образы, чувства, движения или что-нибудь подобное, что могло бы натолкнуть вас на верный путь к созданию и адекватному описанию своего видения. Не подойдут ли для этой цели примеры утверждений, помещенных выше?
4. Создайте свое утверждение и образ
Создайте свое утверждение и образ, основываясь на вашем видении или на примере типичного утверждения, который описывает ваше видение. Ниже помещено краткое руководство для создания утверждения и образа. Удостоверьтесь, что ваше утверждение обладает всеми этими характеристиками.
Утверждение должно:
• быть написано,
• быть сформулировано позитивно,
• быть кратким,
• быть конкретным,
• быть притягательным для вас,
• быть сформулировано так, как будто оно уже существует,
• включать в себя вас,
• говорить об изменении себя, а не других,
• быть на рубеже роста.
Образ должен:
• вызывать чувства,
• использовать один образ,
• включать в себя вас,
• быть буквальным или метафоричным,
• быть физически обыгран.
ПСИХОТЕХНИКА "РЕИНКАРНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ"
Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом плане людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуждения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вызывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама психотехника "Реинкарнационной терапии" достаточно эффективно используется психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева "Работа с прошлыми воплощениями" в нашем сборнике "Сознание и Дыхание" 1993 г. (84).Теория
Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпывающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка представить некую карту данной области психики и помочь людям, испытавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследования и практической работы.
Переживания прошлых воплощений (инкарнаций) - это личный опыт человека в необычных состояниях сознания, состоящий из сцен, событий, ясных и логически завершенных эпизодов, в которых он переживает себя в другой форме (в другом теле, с иной внешностью), в другом времени (в прошлом) и при этом чувствует, что он - одна и та же индивидуальная сущность и в переживании (в прошлом времени), и в настоящем существовании (в настоящем времени). Эти переживания относятся к трансперсональным и являются частью трансперсональных матриц.
Есть ряд трансперсональных явлений, очень близких по форме к переживаниям прошлых воплощений. Это наследственные переживания, связанные с непосредственными предками по обеим родительским линиям, коллективные и расовые переживания, а также переживания отождествления с другими лицами. Перечисленные явления близки между собой, поэтому при применении методик, описанных ниже, возможно попадание в эти сопредельные области бессознательного. А при соответствующих допущениях и коррекции методик их можно применять при работе с такими переживаниями.
Существует ряд техник, в которых довольно часто встречаются переживания прошлых воплощений. Их можно разделить на две категории. К первой относятся техники, в которых переживания прошлых воплощений проявляются спонтанно, то есть не программируются заранее. Это холотропное дыхание, свободное дыхание, ребе-финг, телесно-ориентированные психотехники и психоделическая терапия. Ко второй категории относятся техники, в которых эти переживания направляются. Это различные управляемые медитации и визуализации, биоэнергосистемотерапия (БЭСТ), по Е. И. Зуеву, различные управляемые трансовые и гипнотические состояния. Можно предположить, что такие переживания встречаются и в других психотерапевтических техниках, но отбрасываются ими из-заI
узости концептуальных рамок используемых моделей психики. Например, психолог, строго придерживающийся в своей работе концепций 3. Фрейда, при встрече с подобными феноменами просто отбросит их или сочтет фантазией клиента, так как в картографии сознания, используемой в традиционном психоанализе, нет трансперсонального уровня.
Любая система, работающая с психикой человека, использует определенную картографию сознания, которая основывается на определенных допущениях. О различных картографиях сознания и их сравнительном анализе более подробно можно прочитать в книге Ст. Грофа [20]. Картография Ст. Грофа содержит биографический, перинатальный и трансперсональный уровни. На каждом из них действуют свои управляющие системы. На биографическом уровне это системы конденсированного опыта (СКО) - особые сгущения воспоминаний (в Свободном Дыхании используется термин "матрица" или понятие раздробленного сознания), состоящие из опыта различных жизненных периодов индивидуума, которые имеют похожую основную тему и элементы, связанные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества (подавленная агрессия, страх, вина и др.). На перинатальном уровне это базовые перинатальные матрицы (БПМ). На трансперсональном - трансперсональные матрицы, и можно предположить, что именно они определяют человеческую карму. Если в бессознательном преобладают трансперсональные матрицы с отрицательным содержанием (например, в прошлой жизни человек был постоянной жертвой), можно предположительно сказать, что карма плохая, и наоборот. Но в конечном итоге все зависит от конкретного человека.
Структура личности каждого человека содержит большое число СКО, от активизации той или иной СКО зависит его психическое и-эмоцио-нальное состояние. Из опыта психоделической и эмпирической терапии известно, что для полной интеграции отрицательной СКО и устранения ее влияния на психику человек должен вспомнить и осознать травмирующее переживание, лежащее в основе всей системы ("ядро СКО"). Чаще всего оно лежит за пределами биографического - на перинатальном и трансперсональном уровнях, тесно связанными между собой. Сондра Рей утверждает [131], что "почерк рождения" связан с прошлыми жизнями. Ст. Гроф, говоря о БПМ, выделяет в них два основных компонента - биологический и духовный, последний непосредственно связан с трансперсональной сферой.
В настоящей жизни СКО являются открытыми системами, то есть они постоянно пополняются новым опытом из возникающих жизненных ситуаций. В прошлых жизнях также существуют СКО. С позиции настоящей жизни они являются закрытыми системами и имеютОпределенные особенности. Кроме переживаний, лежащих в основе Иистемы ("ядра СКО"), существуют не менее важные переживания, жоторые делают эту систему завершенной, закрытой. Ими являются Ицэедсмертные переживания и смерть индивида в прошлой жизни. К этот момент подводятся итоги жизни, делаются выводы и принима-¦отся решения, даются обещания, каждый такой вывод, решение, обе-Ицание закрывает определенную СКО. Эти события и события, лежа-¦цие в основе СКО, являются чрезвычайно важными и несут очень Ьильный эмоциональный заряд. Именно проработке и интеграции этих тереживаний надо уделить особое внимание.
Закрытые СКО прошлых жизней часто являются основой для СКО настоящей жизни. Кроме того, они оказывают влияние на формирование БПМ, то есть на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни. А БПМ также являются основой для СКО настоящей жизни. Можно сказать, что посредством этой связи осуществляется "закон кармы", то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни, как бы переходит в другую, образуются "кармические хвосты".
Если проблема не разрешается на протяжении нескольких жизней, образуется сложная трансперсональная матрица, состоящая из нескольких СКО, связанных одной темой и относящихся к разным воплощениям. Для проработки такой матрицы может потребоваться несколько погружений, прежде чем человек осознает и полностью интегрирует ее "ядро".
Процесс образования трансперсональных матриц очень сложен, на их формирование оказывают влияние и другие составляющие (наследственность, филогенетическая, расовая память, коллективное бессознательное и др.).
Предложенная здесь модель является гипотетичной, но она объясняет многие явления, возникающие во время погружений. Так ли это на самом деле или нет, можно убедиться, используя техники погружения, но не это важно. Хорошо то, что, используя их, можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержденный практикой.
Теперь переходим непосредственно к описанию техники управляемой визуализации, используемой для вхождения в прошлые воплощения.
Предварительные условия
Инструктор, проводящий погружения, должен иметь достаточный опыт погружений по этой методике, для того чтобы успешно ориентироваться в "пространстве", куда он попадает вместе с погружаемым, и чтобы в случае затруднений у погружаемого он мог быстро и эффективно оказать необходимую поддержку и помощь.Очень хорошо, если погружаемый располагает достаточным запасом времени (обычно процесс погружения занимает от одного до двух часов, но в некоторых случаях он длится гораздо дольше), никуда не торопится и отложил на время погружения свои мысли о текущих делах и проблемах. От этого во многом зависит то, насколько эффективно пройдет процесс расслабления и погружения. Желательно заранее объяснить погружаемому особенности процесса, познакомить его с теорией повторного рождения, от этого во многом зависит успех процесса.
Место для проведения погружения должно быть тихим и спокойным. Тут не должно быть посторонних и случайных людей, а также лиц, в присутствии которых погружаемый чувствует себя напряженно и не может расслабиться.
Между инструктором и погружаемым должны быть доверительные и доброжелательные отношения. Задача погружаемого - максимально довериться процессу, позволить ему вести себя, не вносить в него никаких установок: что должно быть, а что не должно, какие чувства и эмоции можно проявлять, а какие нет, что можно говорить, а что нельзя. Желательно отпустить мысли типа: "Если я скажу это, то обо мне подумают, что я..." или "Если я буду плакать, то обо мне скажут что я..." Ведущий должен способствовать раскрытию, создать поддерживающую обстановку и не вносить в процесс собственных оценок, выступая в роли "беспристрастного наблюдателя".
Между ведущим и погружаемым- проводится предварительная беседа для уточнения проблемы, с которой собирается работать погружаемый. Иногда погружаемый формулирует проблему очень расплывчато и неопределенно, тогда надо помочь ему более точно сформулировать задачу предстоящего погружения, отбросить ненужные детали или разделить сложную проблему на несколько последовательных этапов, определив для каждого погружения свою цель. От этого^о многом зависит эффективность решения проблемы. Если все же возникают сомнения в точности формулировки, можно провести пробное погружение (инкарнационное обследование) с достаточно расплывчатой формулировкой, например: "Я хочу попасть в мою самую длинную жизнь" или "Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь". Такого процесса бывает достаточно для уточнения темы следующих погружений, для осознания имеющихся проблем, а иногда и их непосредственного решения в этом погружении.
Погружаемому предлагают лечь, закрытьтлаза, найтиудобную позу (оптимальное положение - на спине), расслабиться физически и мысленно.
Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.Процесс расслабления - "Золотая жидкость"
"Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела.
Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в которой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золотая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит прекрасное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. Заметь, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, че-I рез щиколотки дальше - в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разреши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внутренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золотой жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку.
Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполниться этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, успокаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются... Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.
Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он расслабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вливается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челюсти, в подбородок и расслабляет их...
И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться... и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее сознание, твое "высшее Я" быть партнером и помощником в этом процессе".
Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему.
Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени релаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может расслабить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провести с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефин-га для снятия чрезмерного внутреннего напряжения.
Процедура проведения
Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемого. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает, что с ним происходит, используя информацию, полученную через визуализацию, мысли, образы, ощущения тела, чувства, эмоции и т. д. Вопросы, задаваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразумевая ответ в форме "да -нет". Ниже приводится один из вариантов такого диалога.
- Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь...
- Рассмотри эту дверь... Какая она ?.. Из чего сделана ?..Опишиее...
- -Встань и подойди к этой двери... Рассмотри ручку двери... Посмотри, как открывается дверь...
- Открой дверь и войди в нее...
- Теперь ты находишься на прохладном воздухе... Тебя окружает разноцветный туман...
- Через туман идет едва заметная дорожка... Пойди по ней...
- Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика площадку...
- Подойди к мостику... Осмотрись...
- А теперь перейди через мостик и остановись на площадке...
- Сейчас ты стоишь на площадке...
- Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть...
- Я хочу попасть в свою... жизнь {погружаемый)
- Я буду сопровождать тебя в эту жизнь...(ведущий)
- Теперь подойди к краю площадки...
- Сделай шаг вниз на твердую землю...
- Посмотри, на чем ты стоишь?..
- Посмотри на свои ноги и скажи, что ты видишь?..- Ты босой или обут?. Если обут, то во что?..
- Осмотри свое тело снизу вверх и посмотри, во что ты одет?..
- Кто ты - мужчина или женщина?..
- Сколько тебе лет?..
- В каком столетии ты живешь?.. В каком году?..
- В какой стране ты находишься?..
- Как тебя зовут?..
- Кто ты и чем занимаешься?..
- Осмотрись вокруг, что происходит?.. Какая обстановка?..
- Разреши возникнуть событиям, которые имеют отношение к теме выбранной жизни...
- Опиши, что происходит?.. Где ты?..
- Какова ситуация, обстановка?..
- Какие люди окружают тебя?.. Что они делают?..
- Разреши себе показать и проявить все чувства...
- Что происходит дальше?..
- Перенесись по жизни. Где ты находишься через 10-15 лет ?..
- Осмотрись вокруг... Что происходит?.. Какая обстановка?..
- Опиши, что происходит... Где ты?..
- Какова ситуация, обстановка?.. Какие люди тебя окружают?..
- Разреши себе показать все чувства и проявить их...
- Что происходит дальше?..- А теперь иди к дню своей смерти...
- Сколько ты жил?..
- Где ты находишься теперь?..
- Есть ли кто-нибудь возле тебя?.. Или ты один?..
- Что происходит?.. Что ты чувствуешь?..
- О чем ты думаешь?., Что ты вынес из этой жизни?..
- Каковы ее итоги?..
- Какие выводы ты сделал из нее ?..
- Какие решения ты принял?.. Какие обещания дал сам себе?..
- Повтори эти обещания еще раз... Почувствуй их... Прояви эти чувства в себе...
- Иди через свою смерть...
- Освободись от тела...
- Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..
- Увидь свое тело со стороны... Теперь ты умер...
- Осмотрись... Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..
- А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь...
- Осмотрись... Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?..
- Для чего ты выбрал эту жизнь?.. Какойхотелприобрестиопыт?..
- Выполнилось ли в этой жизни твое желание?.. Полностью или частично?.. Что выполнилось, а что осталось?..
- Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?..- Знаком ли он (они) тебе?.. Кто это?..
- Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?..
- Чему ты хотел научить других?.. Что ты хотел им дать?..
- Что хотел получить от других?.. Чему научиться?..
- Выполнилось ли это ?..
- А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни... Разреши себе поговорить с тем человеком... Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей нынешней жизни...
- Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз...
- Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали...
- Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них... сказав: "Я освобождаю себя от..."
- Теперь ты можешь сделать новый выбор...
- А теперь отпустите друг друга... Поблагодарите друг друга...
- Ты можешь попросить "высшее Я" поддержать новый выбор...
- А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал...
- Возвратись в свое тело... Ощути его...
- Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть...
Интеграция опыта
После завершения процесса необходимо некоторое время побыть вместе с погружаемым. Можно дать ему цветные мелки, краски, бумагу и попросить его нарисовать то, что он видел, чувствовал, или просто выразить в рисунке свое эмоциональное и физическое состояние. Все это время желательно не обсуждать погружение и дать возможность погружаемому самому разобраться в своих переживаниях, ос-мыслить их, систематизировать. Желательно, чтобы этот промежуток времени был достаточным. Обсуждение процесса погружения можно провести через некоторое время, желательно на следующий день.
Во время проведения сеанса необходимо всячески поощрять погружаемого проявлять свои чувства и эмоции, отреагировать процесс. Если этого не происходит, не заставляйте погружаемого делать это через силу.
Другая методика использует визуализацию и направленную работу с телом. В отличие от предыдущей техники она требует от ведущего умения работать с телесными блоками, мышечными зажимами, сильными болевыми ощущениями. Наше тело обладает памятью, на своем уровне оно помнит практически все негативные переживания (физические травмы, переживание рождения и др.). На теле есть зоны, при работе с которыми человек испытывает переживания, которые можно классифицировать как память прошлых воплощений. Такие зоны есть практически на всем теле, но больше всего их на животе и на спине.
Сначала проводится процесс расслабления погружаемого с помощью телесно-ориентированных техник (массаж, проработка суставов, растяжки и др.). Посредством массажа активизируется чувствительность тела и находятся зоны с повышенной болевой чувствительностью. Обычно работа начинается q биографического уровня переживаний. Снимается поверхностный слой СКО. После локализации зоны производится описание ощущения по модальностям. Предлагается определить границы ощущения, его форму, цвет, температуру, материал, фактуру поверхности, звук, вибрацию и т. д., и выявить чувство, связанное с ощущением. Определяется возраст, когда погружаемый испытывал это ощущение. Описывается ситуация, с которой оно связано, и производится отреагирование. Затем происходит принятие ситуации и самого ощущения. После этого происходит проверка зоны на дискомфортные ощущения, и если они присутствуют, то процесс повторяется. Обычно при этом происходит возрастная регрессия и проявляются все более ранние переживания. Если первопричина не найдена на биографическом уровне, то появляются перинатальные переживания, а потом переживания прошлых воплощений. Работа с ними производится так же, как и с биографическими. Однако особое внимание необходимо уделить принятию предсмертных переживаний.
Можно применить другой, более быстрый способ достижения переживаний прошлых воплощений. Для этого производится регрессия человека по возрасту, вплоть до момента его зачатия. Делается это с помощью вопросов инструктора. Он задает вопрос: "Вспомни любой предмет или событие, когда тебе было тридцать лет". Ответ погружае-мого должен быть однозначным и односложным, например: "Красный автомобиль". После этого задается следующий вопрос, но уменьшается возраст воспоминания. Рекомендуется задать интервал уменьшения пять или десять лет, в зависимости от возраста погружаемого. После прохождения пятилетнего возраста идет следующая шкала: три года, один год, полгода, три месяца, один месяц, момент рождения, шесть месяцев беременности, три месяца беременности, момент зачатия. Далее человек переходит к моменту зачатия в одном из прошлых воплощений и происходит раскрутка по времени в нарастающем порядке. Просматриваются два-три события из его жизни и предсмертные переживания.
Еще несколько слов о технике проведения процесса. Как говорилось ранее, инструктор должен стараться выступать в роли "беспристрастного наблюдателя", но при этом оказывать необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружаемого. Выдерживать это состояние, особенно поначалу, достаточно сложно, поэтому приведу несколько советов для инструкторов:
1. Попробуйте выработать у себя позицию наблюдателя за самим собой, вы ведете процесс и в то же время как бы наблюдаете себя со стороны, отслеживая все свои физические, энергетические ощущения, эмоциональное состояние, мысли, действия и поступки.
2. Внимательно следите за своим голосом, за его интонацией.
3. Отслеживайте, как на вас влияет эмоциональное состояние погружаемого, что вы чувствуете, не вовлекайтесь сами в процесс, не становитесь его участником.
4. При описании ситуации погружаемым не заостряйте его внимание на мелких деталях, не увлекайтесь незначительными подробностями, ведите линию процесса. Не забывайте, что вы проводник, сопровождающий, задача которого - направлять процесс, вести его вперед.
5. Не оценивайте процесс и не судите погружаемого.
6. Доверяйте своей интуиции, экспериментируйте, творите.
Любое переживание может происходить на нескольких уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном, образном. Чем больше уровней задействовано, тем эффективнее идет процесс. Мастерство инструктора состоит в умении помочь погружаемому использовать наибольшее их количество. Еще одно замечание касается свободы выбора погружаемого. Если он не может или не хочет принять то или иное переживание, интегрировать его, не настаивайте на этом, человек должен сделать свой выбор сам. Инструктор лишь подводит погружаемого к этому, но не должен делать выбор за него.КОНТИНУУМ
Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение - это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем "телом", является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно этому творческому потоку мы должны уделять свое внимание.
Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и нервно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обеспечивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл Примус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к примитивным движениям помогла открыть сущностные, первичные движения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движения, названному континуумом.
С 1974 по 1979 г. Эмили была специалистом по движению в исследовании, организованном доктором Валери Хант из Калифорнийского университета. Эта работа продемонстрировала, что первичные движения сущностно необходимы для создания новых нейронных связей и создания питания для внутренней среды, которое может служить посредником в процессе исцеления и роста.
Ее открытия были использованы профессионалами из близких областей знания, таких, как рольфинг, физическая терапия, танцы, хиропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинези-ология.
Занятия континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партнером и группой.
Дыхание. Все человеческие движения начинаются со вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.
Движение. Внимание отводится от общепринятых привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.
Подготовка к процессу
В России континуум традиционно используется при групповой форме работы. Это не означает, что данный процесс менее эффективен при индивидуальной работе.
Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить (пространство, в котором вы хотите провести процесс. В помещении I должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше провет-I рить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами, и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: | стульев, столов и др.
Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они | приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть просторной и не стесняющей движения.
Инструктаж
"Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из "позы эмбриона". Как только вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению, и когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит, - ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте ее сами.I
Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания и оно найдет путь к изменению.
Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежите еще 5-10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. И постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением".
Проведение процесса
Как только все участники тренинга примут "позу эмбриона", включите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс проходит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблюдайте.
После проведения процесса организуйте групповое обсуждение.
ТАНЕЦ ДЕРВИША
Некоторые люди называют этот танец кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.
Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением - уподоблением движению небесных светил.
Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)
Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.
Первый вариант
Кружение производится на месте в направлении против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена "ладонью вниз. Представьте себе, что вы собираете энергию с Неба правой рукой и часть ее возвращаете на Землю левой рукой.
Начинайте медленно, наращивая скорость, пока это не захватит вас полностью. Ваше тело движется, но точка в нижней части живота остается спокойной. В конечном итоге тело упадет само собой. Лежите на животе, расслабив все тело, сосредоточьтесь на ощущении погружения в Землю, растворения в ней.
Второй вариант
А сейчас мы еще раз соединим движение и связное дыхание в удивительной практике дервишского танца, суфийской практике вращения. Эта медитация называется Ноу Дименшн ("NO DIMENSION" - "ВНЕ ИЗМЕРЕНИЙ"). Эта техника, созданная Захирой, ученицей Ошо,является адаптацией суфийской практики вращения. Дыхание, привнесенное в эту медитацию, прекрасно стабилизирует и облегчает вхождение в медитацию центрирования. Поскольку эта медитация не рассматривается в книгах Ошо, я позволю себе привести здесь ее описание.
Первая стадия - 30 минут
Из закрытого положения: руки, обхватившие грудную клетку, лежат на плечах, большой палец ноги (правой - для мужчин, левой - для женщин) лежит на большом пальце другой ноги - медленно и постепенно, следуя музыке, развернитесь, соедините ладони тыльными сторонами в области низа живота и с глубоким вдохом направьте энергию вверх по чакрам, поднимая руки. Достигнув верхней точки, вынесите правую руку и правую ногу вперед с резким выдохом и звуком "Ча". Левая рука при этом возвращается в область низа живота. Затем в той же последовательности вперед вынрсится левая рука и левая нога. Затем правая рука и шаг правой ногой в сторону. Затем левая рука и шаг левой ногой в сторону. Затем правая рука и нога назад. Затем левая рука и левая нога назад. И весь цикл повторяется в ритме музыки в течение всей первой стадии.
По окончании вновь вернитесь в закрытую позу и наклонитесь вперед.
Вторая стадия - 15 минут
Медленно поднимитесь и решите, в какую сторону будете вращаться. Руки разводятся в стороны так, чтобы ладонь правой руки была обращена вверх, к небу, а ладонь левой руки - вниз, к земле. Начните вращение. Если вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, сделайте ваше дыхание более частым и глубоким. Растворитесь во вращении. Если ваше тело падает, дайте ему упасть, но обязательно перевернитесь на живот, чтобы почувствовать связь с землей.
Третьястадия - 15 минут
Лежа на животе в абсолютном молчании и неподвижности, просто наблюдайте за тем, что происходит.
АНИМА И АНИМУС
Чрезвычайно трудно описать этот тренинг и его упражнения. С одной стороны, сама психотехнология уже выстроена и апробирована (В. Козлов, 1993 - 2004) и используется в структуре профессиональных тренингов Международной Ассоциации Свободного Дыхания, специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям при МАПН, интегративной психологии в Международном ин-L|J
статуте интегративной психологии, существуют тренинги, посвященные этим архетипическим началам в человеке.
Уникальный язык сознания, живо и многогранно ретранслирующий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, - это язык архетипов. Он присутствует во всех сказках, мифах всех народов. Язык архетипов ближе к языку переживаний, нежели то, с чем мы имеем дело в теоретических конструкциях современной психологии и психотерапии.
Под архетипами К. Г. Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой личности и взаимопонимания людей.
Юнг писал: "Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь" (Юнг К. Г., 1987).
Архетип в наиболее обобщенном смысле является сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца - это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистота духа. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарий человеческого сознания.
Рассмотрим пару архетипов - Анима и Анимус, которые оказывают на сознание человека особенно сильное воздействие.
Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юн-говской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в коллективном бессознательном.
Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы.
В "Символах трансформации" К. Г. Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и доб-родетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в "Божественной комедии" Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые импликации.
Анима представляет собой архетипический образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты. Например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. * В своих низших формах, как Ева или Елена - инстинктивный и эмоциональный аспекты, - женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли - соблазнительницы, "вечной женственности", влекущей все вниз за собой, непоследовательной, ветренной, неверной, лицемерной и в то же время влекущей, таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса, эволюции, и аспект воды, аспект непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.
Как мы указывали выше, Анима является архетипической репрезентацией женского начала. Она внутренне неоднородна. Общую структуру Анимы мы можем выразить в качестве троицы, вычленив три ее основных аспекта.
Первым, самым светлым, благородным, чистым и божественным аспектом анимы является Анима сатьва. Мифологическими персонификациями Анимы сатьвы можно считать Майядеву, мать Будды Ша-кьямуни, и Деву Марию, мать Иисуса Христа. Персонификацией анима сатьвы является и выражение женской земной, материнской, а в аспекте стихий - водной мудрости. Это гибкость, открытость, защищающая жизнь и любую манифестацию жизненности, мудрость. Это аспект Деметры и Софии. В славянской мифологии это Василиса Премудрая и другие сказочные персонажи, выражающие женскую мудрость, мудрость земли. При этом нужно отметить, что Анима сатьва не обладает демиурговым качеством, но манифестирует консервативные тенденции: анима выступает как хранительница очага жизни.
Духовный, божественный, материнский аспект анимы сатьвы недоступен для мужчин хотя бы потому, что им никогда не приходится испытывать чувство материнства, материнский инстинкт. Весьма важно, что так же фатастично для Анимуса выражение безусловной любви, которое испытывает почти любая женщина к ребенку (даже к идее ребенка). Именно по этой причине Анимус (архетип мужского нача-ла) подавляет Аниму сатьву, девальвирует ее, манифестируя при этом другие аспекты Анимы - раджас и тамас. Это является выражением комплекса неполноценности Анимуса по отношению к Аниме сатьве, так как высокие духовные области ему недоступны.
Второй аспект Анимы - раджас Анима - аспект ветрености, непостоянства, текучести женского характера. На уровне персонификаций это Елена или вечно молодая и вечно влюбленная Афродита. Аспект раджас выражается в страсти, вожделении и одновременно неустойчивости и быстрой смене желаний, интересов, влечений. Елена - это яркое выражение иррациональности Анимы, ее бессознательности. Аспект Елены - это и эмоциональный аспект Анимы. Елена отличается тем, что спокойно принимает любую форму. При этом на сущностном уровне она не является ни одной из этих форм.
Тамас Анима - третий, последний аспект Анимы. Если рассматривать его на уровне персонификаций, то это аспект Сирены или Евы, косной животной энергии женщины, увлекающей мужчину со столбовой дороги прогресса, духовного пути и творчества. Аспект Евы является наиболее выраженным природным естественным аспектом Анимы. Часто аспекты сатьва и раджас Аниме просто недоступны, поскольку вся культура выстроена таким образом, что основную ценность и манифестацию имеет Анима тамас.
Сатьва

Рис. 17. Гунны Анимы
Таким образом, можно сказать, что у женщины существует выбор энергии в трех направлениях: сатьва, раджас и тамас. Несколько по-иному обстоит дело с мужчиной.
Картина будет неполной, если мы не опишем Анимус, вторую часть дуальности - архетип мужского начала. Анимус, означающий архе-типическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллективном бессознательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняющимся Гермесом.Рассмотрим основные аспекты Анимуса: Царь, Воин, Маг, Возлюбленный. Это четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипостаси, которые актуализируются в реальности.
Возлюбленный
Рис. 18. Структура Анимуса
Любой архетип Анимуса имеет три возможных энергии, фиксации (сатьва, раджас, тамас). Рассмотрим подробно выражение четырех архетипов анимуса в каждой из трех энергий.
Возлюбленный сатьва является истинным выражением платонической, одухотворенной, возвышенной любви. Архетип Любовника в его расцвете, силе - это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство. Причем само состояние любви является для Анимуса более ценным и значимым, чем любовь как отношение. Именно в этом аспекте любовь рассматривается в мифологии Будды как нирванический опыт милосердия. Об архетипическом качестве сатьвы говорится в проповедях Иисуса Христа (любовь к ближнему). Возлюбленный сатьва - мудрец, "просветленный", имеющий установку ко всему живому и неживому, к проявленным и не-проявленным формам бытия.
Сатьва как архетипическое качество возлюбленного доступно реальному мужчине в романтическую эпоху своей эволюции, обычно в подростковый или юношеский период, когда юноша "захватывается" сатьва возлюбленным. В этот момент мужчине важен не столько объект, сколько само состояние, им испытываемое. Более того, любовь сатьва имеет безобъектный характер. Примерами такого чувства могут служить любовь Фридриха Ницше к женщине, любовь Ромео к Джульетте.
Возлюбленный раджас исповедует страстность, высокие энергии, влюбленность в объект, а не в образ и, как правило, в архетипические качества Елены или Евы. Раджас - это Дон Жуан, охотник. В сильном аспекте заниженности это Дон Жуан, влюбчивый, быстро вспыхивающий, быстро остывающий, не способный к крепким связям, чело-
век, для которого все просто череда событий, влюбленностей. Точнее было бы сказать, что его больше интересует не объект, а процесс "охоты" на него, не любовь, а ее достижение. Основная идея - победа над Анимой, после которой сама Анима теряет смысл до следующего оформления чувства Анимуса.
Возлюбленный тамас "признает" непосредственно объект. Причем форма объекта не играет для него решающей роли. Можно сказать, что тамас имеет деструктивный характер. В этом аспекте можно говорить о любви как о горе и несчастье, когда мужчина страдает, "сгорает" от любви, впадает в депрессию; когда чувства пожирают его, забирая всю энергию.
Аспект тамас возлюбленного не является творческим. Более того, он считается негативным в том отношении, что лишает Анимуса аспекта Демиурга. В этом качестве Анимус полностью обусловлен Анимой, является рабом ее косной энергии.
Каждая Анима является тайной воздыхательницей по отношениям Анимус сатьва, но так как Анимуса сатьва не интересует энергия Ани-мы, то отношение Анимы к Анимусу бессмысленно.
Маг сатьва - это мудрец, ученый, "творец космоса", расширяющий сферу знания. Маг в силе сатьва - это пробужденный строитель, нашедший или находящийся в процессе поиска философского камня.
Архетип Мага в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие качества мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе. Для Мага сатьвы важен не столько результат творчества и даже не его процесс, для него важно лишь состояние творчества, причем не в обыденном смысле, а за чертой реальности. В этом процессе его основной интерес - истина.
Маг сатьва является выражением самой тонкой и одухотворенной энергии Анимуса, энергии творческого мышления и познания. На уровне персонификации это некий сумасшедший профессор, углубившийся в процесс поиска, творения и потерявший ориентацию в действительности.
Маграджас так же, как и Маг сатьва, занимается поиском истины, но его уже интересуют определенные формы истины и ее качества. Свои силы он направляет в основном на утверждение истины в социуме и на ее социальную адаптацию. Он заинтересован в претворении своих идей непосредственно в жизнь, в их распространении, инсти-туциализации. Раджас с удивительной ловкостью оперирует формами истины, постоянно шлифуя их. Для него имеет огромную важность продуцирование форм, теорий, концепций, статей, монографий и т. п.
Маг тамас больше фиксирован на борьбе с магами. Его мало или совсем не интересует истина, а значение для него имеет лишь социальное пространство среди магов. В искаженном аспекте Маг - это мошенник, недоумок, вообразивший в себе экстрасенсорные, черно - и беломагические свойства и объявляющий себя чудотворцем или колдуном всея Руси... Тамас не имеет своих идей и живет тем, что присваивает чужие. Еще один его аспект - это безумие Демиурга, когда творческая энергия лишает Мага личности, идея уничтожает его. Как правило, тамас хорошо адаптирован в социуме, он манипулирует истиной в корыстных целях, его можно назвать карьеристом. В реальной жизни тамас часто порабощает и пожирает сатьву.
Воин сатьва - это совершенный витязь, которого не интересуют манифестации силы, превосходства, энергии воли. Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возможные мужские качества - честность, чистоту помыслов, красоту и эстетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность. Сатьве важно само состояние. Одним из известнейших примеров воина сать-вы может служить сказочный персонаж Илья Муромец. В силу того, что воина сатьву интересует состояние, он обусловлен воинским духом и не требует платы за проявление энергии воина. Сатьве важен сам путь воина, причем в той степени, в которой он не входит в противоречие с идеей пути. Для него не имеет значения, кому помогать, он с легкостью может попрощаться с жизнью, спасая ребенка, бродягу, или погибнуть за честь страны.
Воин раджас. Его основная идея - борьба, жизнь без которой он не приемлет. На бытовом уровне это звучит приблизительно следующим образом: "Нет войны - борись с соседом". Для него важно наличие врага, а противник это или однополчанин - не имеет большого значения. Раджаса интересует социальная форма и перспектива ее улучшения, в том числе достижение определенных воинских отличий, но он в основном обусловлен самой идеей борьбы и преодоления сопротивления.
Воин тамас отличается тем, что полностью отвергает дух или любую перспективу борьбы. Его интересует лишь ее внешняя форма. Он - типичный солдафон, мародер, совершенно аморальный и деструктивный. Искаженный аспект воина - это трус, утративний доблесть, разбойник, сильный, но потерявший честность, мародер, бесчестный, потерявший чистоту помыслов, солдафон, сильный, но глупый и ограниченный. Часто мифологический сюжет нам дает героя, в котором сплетены все искаженные аспекты архетипа Воина.
Царь сатьва - это благородный царь, мудрый, правильно осознающий свое место, живущий во благо своей страны и подданных. Правитель. Все жители его государства благоденствуют, конфликты и войны отсутствуют, внутренние коллизии сведены к нулю. Его царство является образцом государственности, метафорическим садом Эдема.
27 - 4797Но, как правило, существует только миф о правителе сатьва. Этот миф отсылается либо в эволюционную перспективу, либо в историю существования человеческой цивилизации. Мифы о царе-мудреце являются неким образцом для государственного деятеля. В реальной жизни более распространенным является правитель раджас.
Царь раджас во многих смыслах является строителем государственности. Он издает указы, формирует новые институты власти, занимается политическим распрями. Раджаса, безусловно, интересует благоденствие государства, но не это для него главное. Цель правителя раджаса - повсеместное расширение власти и манифестация царственной воли. В наиболее успешных вариантах эта манифестация имеет божественный характер (в случае с Александром Македонским).
Царь тамас является ярчайшим выражением негативности, дест-руктивности власти. Это может быть тиран, неправильно использующий королевскую силу. Это может быть слабый правитель, недоумок, не обладающий связностью: несчастная страна, нищие, потерявшие смысл жизни подданные. В качестве примеров можно вспомнить безумного Ивана Грозного, Иосифа Сталина конца 30-х годов. Наличие тамаса во главе государства, как правило, ведет к его опустошению, обнищанию, расцвету воровства, казнокрадства, манипуляций властью и в конце концов - к краху царской воли, когда она принимает вид или безумия, или шутовства. Тамас царя - это проявление деструктивного аспекта власти, когда она не творит, но уничтожает государственность, естественный ход событий, жизнь людей.
Каждый мужчина является манифестацией определенного качества архетипа. Обычно он фиксируется на определенном архетипе. Именно эта фиксация является гарантом устойчивости социума вообще.
Когда Анимус встречается с Анимой, он извлекает меч своей силы, а Анима брызжет ядом обольщения и искушения. Взаимоотношения Анимы и Анимуса могут быть как позитивными, так и негативными, но всегда "нуминозными" (сакральными, божественными, ужасающими, всемогущими и одновременно величественными, придающими чувство полноты существования), эмоционально насыщенными, коллективными по природе. Анима становится Эросом сознания, а Анимус - ее Логосом.
У мужчины образ женщины вообще, женские свойства, качества, черты, изначально присутствующие в его сознании, по мере формирования личности вытесняются в бессознательное, то есть Анима в мужчине подавлена и отвержена. Тот же самый процесс происходит у женщины - Анимус вытеснен из сознания в бессознательное.
В древности почти во всех культурах существовал миф о гермафродите. Гермафродит - результат приложения символики числа два к человеческому существу, создания целостной, несмотря на ее дуальность,личности. В греческой мифологии Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты, юноша необычной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карий, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо.
В Индии такое двуполое существо - объединение двух полов в одном индивидууме - было главной силой, светом, излучающим жизнь.
Платон в "Пире" утверждает, что Бог сначала создал человека в виде сферы, заключающей в себе два тела и оба пола.
Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз духовного и материального мира, а также человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.
В "Упанишадах" читаем: "Он был поистине таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена".
В Исламе идея выражена еще более четко: "Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости - мы показали ему правильный путь" (Коран, 76-1).
В терминологии К. Г. Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути человек сначала снимает свои Маски - результат его социального отчуждения. Юнг писал: "Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека". В конечном счете, достижение "Самости" происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке - интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.
"Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла умышленно или неумышленно следует из человеческой установки".
Топологически правая сторона человеческого тела считается мужской, левая - женской.
Все символы естественной жизни характеризируются правосторон-ностью. В египетской системе иероглифов "входить" предполагает идти направо, а "выходить" - идти налево. Ориентируясь на эти иероглифы, мы приходим к выводу, что правое соответствует восходу, а левое - заходу солнца. Подобным же образом правая сторона принимает дополнительное значение рождения и жизни, тогда как левая сторона ассоциируется со смертью. Правая рука равняется мужественности, левая рука дает приют магическим силам, а правая - силе разума. Повернуть налево - значит оглянуться на прошлое, бессознательное, подразумевающее внутреннюю сосредоточенность, повернуть направо - взглянуть на внешний мир, включающий действия и экстравер-тность.
Мы имеем позитивную и рациональную установку при работе с Анимой и Анимусом.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ В ОБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Перед проведением визуализации нужно объяснить клиентам, что мужской половиной в теле считается ведущая: у правшей это правая сторона, у левшей - левая.
Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна давать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.
Упражнение 1
Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
А сейчас представьте, как это пространство наполняется белым-белым туманом, как русло реки на рассвете. Плотнее... еще плотнее...
Почувствуйте, что в этом тумане есть какое-то животное. Оно издает какие-то звуки, в тумане есть какое-то движение, почувствуйте присутствие.
Туман постепенно рассеивается, и вы начинаете видеть это животное.
Кто это?
Сколько лет этому животному? Старое оно или молодое?
Сильное оно или слабое? Больное или здоровое?Как оно себя чувствует?
Каков характер этого животного?
Умное оно или глупое? Хитрое или бесхитростное? Доброе оно или злое?
Как оно к вам относится: с любопытством, с боязнью, с любовью или ненавистью, с равнодушием?
Как вы относитесь к этому животному?
Попробуйте познакомиться ближе с вашим животным, приласкайте его, подружитесь с ним.
А сейчас попробуйте распрощаться с вашим животным и пообещайте ему скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя "здесь и сейчас" и, когда будете готовы, откройте глаза.
После визуализации сделайте проговор с использованием тех вопросов, которые мы привели в тексте визуализации.
Упражнение 2
Упражнение-визуализация проводится в той же последовательности, что и первое, но при этом внимание акцентируется на левой стороне тела.
После второй визуализации делается аналогичный проговор.
Упражнение 3
Закройте глаза и позвольте своему телу расслабиться. Дышите связно, медленно и глубоко. И с каждым выдохом расслабляйтесь еще глубже... Еще глубже... Еще глубже...
А сейчас сосредоточьте ваше внимание на обоих животных. Пригласите их в поле вашего осознания одновременно.
Вот ваше животное справа...
Вот ваше животное слева...
Попробуйте качество того пространства, которое разделяет вашу левую и правую стороны. Что оно собой представляет?
Может быть, ваши левая и правая стороны ничем не разделены и каждое животное может свободно продвигаться на другую сторону?
Может быть, есть четкая граница? Где она проходит в теле?
Из чего сделана эта граница? Что она собой представляет?
А сейчас направьте ваше внимание на животных и позвольте им приблизиться друг к другу. Легко ли им это дается?
Как они относятся друг к другу?
Позвольте им поиграть вместе и найдите место, где они смогут это сделать.
Как им играется?
Кто пассивнее?Кто активнее?
Как насчет власти? Кто кому подчиняется?
Комфортно ли им играть вместе?
А сейчас позвольте им расположиться на том расстоянии друг от друга, которое дает им чувство комфорта и безопасности.
Попрощайтесь с вашими животными. Пообещайте им скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя "здесь и сейчас" и откройте глаза.
После визуализации проведите проговор, акцентируя внимание участников тренинга на тех вопросах, которые прозвучали во время визуализации.
Прежде чем работать в рамках этих техник с клиентами, советую поработать "со своими зверями" хотя бы в течение шести-семи месяцев.
В структуре тренинга "Анима - Анимус" существуют также различные упражнения на взаимодействия в парах.
Более подробную информацию вы можете получить на тренингах "Анима и Анимус", которые проводятся Сергеем Всехсвятским и Владимиром Козловым.
ШАМАНСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ
Наверное, это странное словосочетание - шаманские психотехники. Когда мы говорим "шаман", ассоциативно возникают смыслы "примитивный", "первобытный", "суеверие". У здравомыслящего человека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снисходительность взрослого к ребенку: "Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем..." .
Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо - связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета - все является следствием взаимоотношений с духами.
В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредникамимежду внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми "обрядами перехода", такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также "ритуалами силы", которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).
Шаман является носителем культуры племени, в совершенстве знающим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, использует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.
Слово "шаман" с санскрита переводится как 'аскет'. Любой шаман в некотором смысле является "дважды рожденным", так как обряды инициации в шаманы воспроизводят символический паттерн смерти и возрождения.
Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием психики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом - способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов направленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, сим-волдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем клиентов.
Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы, вероятно, способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, которую Ст. Гроф назвал трансперсональной. Одним из наиболее значимых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации "духов-помощников", называемых "животными силы". Они помогают шаману в его "путешествиях", наделяют силами и способностями. Другим ресурсом являются образы "духов-учителей". Они учат шамана, дают ему советы. Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам представлять образы "животных силы" и "духов-учителей".
Доктор психологии Д. Стивене в своей диссертации "Звери силы, ментальные образы и самореализация" статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.
Еще один аспект шаманизма - так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временномухудшении психического здоровья, за которым наступает улучшение и переход на более высокий уровень функционирования психики. В современном понимании подобные кризисы отражают стремление внутренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболезненно. Эти силы в различных школах психологии называют по-разному: "индивидуация", "самореализация", "самоактуализация".
Переживания шаманского кризиса имеет три характерные фазы. В начале происходит "путешествие в нижний мир". Здесь будущий шаман переживает нападение ужасных существ, которые подвергают его мучительным испытаниям. Кульминацией этого является расчленение тела, смерть обыденного, профанического Эго. За этой фазой следует возрождение. Обретя новое тело, шаман "восходит" в "верхние миры". Там он встречает "духов-учителей", которые предлагают ему свои знания. В финальной стадии кризиса происходит возвращение в мир и интеграция пережитого опыта с повседневной жизнью.
Разработанные мной пятидневные выездные тренинги "Танец Силы" и "Корни Древа Знания" базируются на изложенных выше соображениях и работах Р. Уолша, М. Харнера, М. Элиаде и Д. Сти-венса. Во всех путешествиях используется барабанный бой с частотой 200 - 220 ударов в минуту. Такой барабанный бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать успешные "путешествия". В течение следующих 10 - 25 минут участники тренинга "путешествуют" в своем воображении. Затем подается условный сигнал, означающий, что пора возвращаться, после чего участники группы рассказывают о своих "путешествиях".
В тренингах используются следующие техники:
1. Визуализация участником "места силы" - места, где он чувствует себя в безопасности. Это помогает участнику расслабиться, настроиться на занятие. С визуализации места силы начинается и заканчивается каждое путешествие. \
2. Путешествие в "нижний мир". Это погружение в архаические глубины бессознательного.
3. Поиск в "нижнем мире" "животных силы". Это поиск глубинных ресурсов.
4. Путешествие в "нижнем мире" вместе с "животными силы". Это решение психологических проблем с помощью обретенных ресурсов.
5. "Поиск "предмета силы"" - предмета, обладающего волшебными свойствами. Это обретение специфических ресурсов, необходимых для дальнейшего решения психологических проблем.
6. Подъем в "верхний мир" и ознакомление с ним. Это получение доступа к "высшему бессознательному".7. Знакомство с обитателями "верхнего мира", поиск мудрого существа и установление с ним контакта. Это поиск и нахождение глубинных ресурсов мудрости.
8. Поиск "творческой сущности" и установление с ней доброжелательных отношений. Это обретение творческих ресурсов.
9. Заручение поддержкой своих сущностей. Это интеграция приобретенных в шаманских путешествиях ресурсов в реальную жизнь.
В данной книге я хочу привести несколько базовых шаманских путешествий, которые были показаны мной в цикле практических занятий тренинга "Танец Силы" во многих городах России.
Путешествие в Нижние Миры
Данное путешествие мы излагаем в двух вариантах. Первый вариант менее продолжительный, и мы его приводим в том виде, как описывал Майкл Дж. Харнер (438, 54).
Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача - пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.
Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который будет бить в этот барабан.
Приступая к этому или любому другому опыту шаманства, вы должны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четырех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешьте совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботинки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.
Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, вырытая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или дажеболото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.
Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 - 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, чтобы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в барабан четыре раза - это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полуминуты быстро-быстро бить в барабан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова резко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено.
Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть - все это зависит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями. \
В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой - это только разведка.
Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.
Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, - это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия.
Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит "Стоп". Путешествие начинается с задержки дыхания.
Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.
После второго варианта также проводится традиционный проговор.
Путешествие за Силой Животного
Это путешествие является базовым шаманским путешествием.
Культ тотемных животных - универсальная и очень распространенная религиозно-социальная система не только на заре возникновения человеческой цивилизации, но и в новое время. Даже в настоящее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.
Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы или у юношей во время обязательных постов перед инициациями их участникам являлись те или иные животные, которые предлагали им свое покровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника - целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жизни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.
Шаманы обыкновенно считают, что находятся под покровительством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам.
К. Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает.
Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда - подобно погружению в первобытные воды - омоложение путем прикосновения к источнику жизни.
Данная психотехника по содержанию и цели является особым способом погружения в память рода, в глубинные структуры коллективного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания.
Предварительные условия
Форма проведения - групповая.
Помещение должно быть достаточно просторное.
Упражнение проводится в удобной, свободной одежде, не стесняющей дыхание и движение. До проведения упражнения лучше снять очки, часы, украшения.
Участники равномерно располагаются в помещении, обеспечив определенный простор для движения.
Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан. В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания. Во время идентификации удары быстрые и энергичные. После фразы "Примите силу вашего животного" сделайте пять более сильных и размеренных ударов в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.
Процедура проведения
Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 - 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеждой, как вы дышите...
Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость...
Ваше тело - как громадный космос, и явные ощущения - яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней величины - это ощущения, которые не так явны.
Дышите...
Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые'похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...
Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...
Найдите самую большую область "Ничто" в вашем теле и направьте туда все ваше внимание. Ждите...

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>