<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Медленно и постепенно начните "спуск". Раз... два... пять... семь... и, наконец, девять. Вы очень глубоко и полно расслаблены.
Пятый способ релаксации
Лягте поудобнее, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте самые напряженные его участки и попросите их расслабиться. Расслабьтесь еще глубже.
А сейчас сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите связно, медленно, глубоко. Пусть вдох плавно, без перерыва, переходит в выдох, а выдох так же плавно перетечет во вдох.
Сосредоточьтесь на фазе выдоха, отмечая, как после каждого выдоха ваше расслабление становится все глубже и глубже...
Вы уже очень глубоко расслаблены, и в этом состоянии полного покоя и расслабленности начинайте считать выдохи, проговаривая про себя, что, как только насчитаете 20 выдохов, вы достигнете стадии еще более глубокого расслабления.
С каждым выдохом вы расслабляетесь все глубже... глубже... глубже...
Шестой способ релаксации
Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте ваши ноги, бедра, ягодицы, гениталии, низ живота, живот, грудную клетку, внутренние органы, спину, руки, плечевой пояс, шею, голову.
А сейчас ощутите ваше тело как единое пространство. Пространство, наполненное покоем, расслабленностью. Почувствуйте тяжесть в этом пространстве, желание просто разлиться на поверхности этого пола.
Почувствуйте себя лужей, разлитой на полу.
Почувствуйте глубокую, напоенную покоем и умиротворенностью, полную расслабленность в вашем теле.
Почувствуйте себя просто лужей, разлитой на полу.
Седьмой способ релаксации
Тот способ, с помощью которого мы сейчас расслабимся, называется парадоксальным способом расслабления. Для того чтобы расслабить-ся, вам нужно будет предельно напрячься всем телом, и в тот момент, когда напряжение в вашем теле достигнет возможного пика, вы просто мгновенно отпускаете свое тело и приходите в состояние полного расслабления.
Самый элементарный способ расслабления, которым вы можете воспользоваться в любую минуту, - это просто вспомнить телом состояние расслабленности. Правда, для этого уже нужно иметь опыт глубокого расслабления.
Если вы ощущаете напряжение во время занятия, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему. "Гебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет". Я твердо уверен, что, практикуясь, любой человек может быстро научиться расслабляться.
Хочется дать основную методическую рекомендацию тем, кто будет проводить релаксацию в группе или индивидуально:
• если вы хотите расслабить группу, расслабьтесь сами;
• если вы хотите кого-то научить расслаблению, научитесь сами расслабляться.
Расслабление - это искусство и часто настолько сложное, что требует больших усилий, так как жизнь требует напряжения. Иногда мне кажется, что оно и является напряжением. И расслабление - врата за пределы Эго, впускающие к нашей внутренней сущности, к нашей самости.
Несколько дополнительных советов ведущему
Что можно предлагать дышащему:
• расслабьтесь;
• вы можете еще сильнее расслабиться;
• вы можете продолжать чувствовать это и расслабиться;
• заметьте, насколько вы уже расслаблены;
• дайте своему телу растечься по полу;
• пусть пол мягко поддерживает вас;
• расслабьте свое горло, челюсть и т. д.;
• дайте своей челюсти просто отвиснуть;
• вы можете расслабиться даже по поводу своего напряжения;
• не стоит беспокоиться по поводу______________________;
• вы можете расслабиться по поводу________________;
• найдите область тела, которая может расслабиться сильнее;
• попробуйте напрячься так сильно, как только можете.
Что делать ведущему:
• говорите спокойно, нежно, гладко, легко;• расслабьте свое тело и сознание;
• доверяйте способности дышащего расслабиться;
• расслаблен он или нет, вы можете расслабиться.
Связное дыхание
В "Аватамсакасутре" есть великолепное описание ожерелья Инд-ры: "В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные, отраженные в ней".
Дыхание - та жемчужина, в которой сияет вся сущность человека в целостности духа, сознания, тела.
Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Три основных параметра, определяющих структуру дыхания, - глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом.
Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.
Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает.
Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох - пассивно, при расслаблении мышц.
Цикл "вдох-выдох" происходит либо через нос, либо через рот. Вы можете переключаться, но помните, что рот дает возможность дышать более интенсивно.
При проведении групповых занятий, убедившись, что все члены группы достаточно расслаблены, вы можете сделать переход к связному дыханию постепенным, переключая внимание клиентов с ощущений в теле на процесс дыхания: "Обратите внимание на дыхание, дыхание нормальное... Начинайте углублять дыхание, делайте полный глубокий вдох, чувствуйте, как ваше тело наполняется воздухом, делайте выдох еще более полный и завершенный, чем вдох. Продолжайте дышать еще глубже. Начинайте связывать дыхание, так, чтобы не было паузы между вдохом и выдохом... и между выдохом и вдохом. Дышите глубоко, начинайте увеличивать темп дыхания, дышите чаще и еще глубже. Дышите еще чаще и глубже. Пусть каждый вдох привносит еще более глубокое расслабление в ваше тело и глубинную истину в вашу внутреннюю мудрость, ведущую переживание. Пусть ваше дыхание становится все легче, без всякого усилия".
Как показывает опыт проведения тренингов по связному дыханию, необходимо уделять особое внимание погружению в расширенные состояния сознания, чтобы клиенты после семинара могли самостоятельно входить в процессы. При этом активным помощником в овладении навыками связного дыхания является представление о четырехклассах дыхания, каждый из которых имеет свою функцию в процессе и придает человеку, начинающему жить в пространстве дыхания, определенную уверенность в своих силах и ощущение контроля над процессом дыхания.
Классы дыхания
Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соотношением глубины и частоты.
1-й класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Струк-
>ы дыхания, принадлежащие этому классу, дают возможность со-ранять достаточную глубину погружения в процесс при относитель-ю небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и прорабо-¦ать отдельные детали переживаемой ситуации.
Эти структуры дыхания эффективны:
• в начале процесса,
• всегда, когда вы хотите отдохнуть.
2-й класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т. д.) или специфической энергетической структуры (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти (например, к родовой травме). В этом классе дыхание, за редким исключением, осуществляется ртом.
Такие структуры дыхания действенны:
• при чрезмерной задумчивости, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке;
• при необходимости усилить интенсивность ощущений в данный момент;
• для поддержания связи с телом и эмоциями;
• для внесения занимательности в процесс.
3-й класс: быстрое и поверхностное дыхание (многие инструкторы Свободного Дыхания у нас в стране называют данный тип дыхания "собачьим дыханием"). Это дыхание предназначено для трансформации и рассеивания энергетических структур.
Оно эффективно при:
• чрезмерном дискомфорте;
• плаче, истерии, беспокойстве;
• острой активизации;
• переполнености чувствами.Этот тип дыхания снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса. Опыт показывает, что не следует слишком увлекаться этим классом дыхания, к нему имеет смысл обращаться только при самых острых, экстремальных ситуациях в процессе, как к "скорой помощи".
4-й класс: медленное и поверхностное дыхание. Эти структуры применяются только после наступления интеграции, за 10-15 минут до окончательного выхода из процесса или в промежутке между двумя его циклами (не слишком долго, чтобы не затруднять вход в следующий цикл).
А теперь несколько общих советов:
1. Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.
2. Если вы испытываете спазм или напряжение:
• расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха;
• дышите быстро и поверхностно (это относится к любому ощущению дискомфорта);
• расслабьте тело вокруг напряженной области - представьте, что вы дышите через напряженную часть тела;
• радуйтесь тайне происходящего.
3. Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.
4. Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.
5. Настройте свое дыхание так, чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.
Опыт показывает, что четыре класса дыхания являются великолепной моделью для обучения дыханию, самостоятельного вхождения, работы внутри процесса, выхода из процесса.
Четыре класса дыхания - тренажер осознания связного дыхания.
В движении к мастерству дыхания существует ясная перспектива. Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания. Это первая ступень - процесс в четырех условных классах дыхания.
Вторая ступень - осознанность дыхания. На этом этапе сохраняются субъектно-объектные отношения между сознанием дышащего и содержанием процесса дыхания. Дышащий осознанно подбира-ет к определенной ситуации в феноменологическом поле процесса соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и частоте, то есть к определенной интегрируемой целостности (блоку, матрице, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динамическая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность дыхания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автоматизированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине от почти незаметного для восприятия "колыхания нижнего дыхания дан-тянь" до "полного совершенного круга" дыхания, когда задействованы все дыхательные мышцы и дыханием омываются все внутренние органы до низа живота. По частоте - от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тянется минутами.
Третья ступень - спонтанное дыхание. Спонтанность при этом понимается как интуитивная адекватность новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. В этом и состоит мастерство дыхания в процессе.
Это является чудом жизни, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.
Нужно предельно хорошо понимать, что дыхательная техника, изложенная выше, не является новинкой, изобретенной в Америке.
Связность, осознанность, сочетание пассивности и активности в дыхательном цикле являются ведущими принципами Цигун, дыхательных упражнениях китайской медицины. Некоторые паттерны дыхания, сознательно или спонтанно используемые в Свободном Дыхании, являются классическими в пранаяме - йоге дыхания (капалабхати, медитационная пранаяма, ритмическое дыхание), в шаманских практиках, суфийских школах.
Использование дыхания для вхождения в расширенное состояние сознания имеет некоторые особенности:
• дыхание осуществляется через рот, в редких исключениях - через нос. В традиционных системах (Цигун, пранаяма, магия дыхания, школы кэмпо и др.) считается, что дыхание должно производиться только через нос;• в Свободном Дыхании каждый из четырех классов дыхания - инструменты управления и коррекции процесса. Второй элемент является синтезом и осознанным применением нескольких основных паттернов (схем, рисунков) связного дыхания. Особенно четко это прослеживается на первых ступенях обучения связному дыханию;
• дыхание во многих традициях является определенной ступенью в самосовершенствовании личности, предполагающей сужение поля выбора. Дыхание в процессе - это путь самосовершенствования и саморегуляции, расширяющий поле выбора.
Несколько Аополнительных советов ведущему
Один из лидеров биосинтеза Дэвид Боаделла показал очень простые способы интерпретации дыхания клиента. Каким бы ни было наше вмешательство, особенно если оно связано с телесным контактом, мы можем получить три возможных ответа: "Да", "Нет" и "Нейтрально". Эта матрица показала свою эффективность в профессиональной работе.
Если дыхание становится более глубоким или сбалансированным, можно интерпретировать это как "Да". Если оно становится более поверхностным или редким при вхождении во взаимодействие - это сигнал "Нет". Если изменение не происходит, оно остается нейтральным и показывает возможное отсутствие контакта. Это три возможные формы базовых паттернов или сигналов невербальной коммуникации.
Что можно предлагать дышащему:
• дышите;
• вдохните;
• вдыхайте так глубоко, как вам хочется;
• вы уже дышите;
• постарайтесь заполнить свои легкие;
• расслабьте выдох;
• позвольте воздуху естественно покинуть легкие;
• дышите чуть-чуть глубже, полнее, чаще, реже, медленнее, больше и т. д.;
• дышите поверхностно и быстро;
• дышите с энтузиазмом;
• заметьте, как легко вы можете дышать;
• найдите удобный для вас ритм дыхания;
• попробуйте пройти через это, дыша полнее, быстрее и т. д.;
• попробуйте не дышать. Что делать ведущему:
• дышите в ритме, который хотите предложить дышащему;
• время от времени делайте громкие глубокие вдохи;
• регулярно проверяйте себя - дышите ли вы сами.Объемное внимание
Направленность действия нашего рационального сознания, рассудка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше внимания и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассудку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение. Сознание человека многомерно, так же, как и его память. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:
• физическом - в виде холода, тепла, боли, напряжения, непроизвольных движений;
• эмоциональном - в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья;
• образном, символьном, ментальном и многих других.
Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпочтительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыханием усиливается способность многомерного восприятия.
Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание и в то же время боковым зрением воспринимать всю динамику происходящего.
Все планы восприятия связаны друг с другом. Но очень часто мы с трудом понимаем, что происходит с нами. Мы привыкли общаться на русском языке, а жизнь, кроме русского, знает еще много других языков. Нашему сознанию часто намного проще донести некоторые вещи на других языках, другим способом.
Ощущения, чувства, образы, символы, знаки - все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой.
Все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни и усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем чувства, затем образы, и, наконец, символы и знаки. Но если в детстве мы хорошо понимали первые четыре языка, то позднее позабыли их, растеряли свое умение общаться с жизнью на этих языках. И сейчас наш внутренний мир напоминает группу строителей Вавилонской башни. Многоязычие без понимания. И, может быть, кому-|то его собственная жизнь напоминает эту же ситуацию: мы ясно слы-| шим голоса жизни, но плохо понимаем, что они нам говорят.
Как известно, для того чтобы могли общаться люди, говорящие на I разных языках, нужны переводчики. Давайте посмотрим, нет ли их | внутри нас, в нашем сознании.И такой переводчик есть! Это образы. В практической психологии известно много техник и направлений, использующих образы для терапии и трансформации сознания.
При этом образ мы будем понимать шире, чем просто "картинку" Известно, что у каждого человека есть свой основной канал восприятия: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) или кинестетический (телесный). И образ может быть описан через все эти модальности восприятия.
Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и почувствуйте ваше тело. Придите в ваше тело и начните осознавать различные его ощущения. Позвольте вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощущения, которые в нем существуют. Где-то вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на свое тело внутренним взором и отмечайте различные ощущения.
Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощущении в теле. Вот оно. Попробуйте почувствовать, увидеть, представить форму этого ощущения. После того как вы представили "форму" этого ощущения, попробуйте заметить его "фактуру", какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?
Затем попробуйте увидеть "цвет" этого ощущения. Какое оно -темное или светлое? Ближе к холодным цветам (синему, голубому) или к теплым (красному, оранжевому) ? В нем присутствует только один цвет или несколько?
Теперь почувствуйте его "температуру". Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.
Если ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво возвращайте его к ощущению.
Теперь прислушайтесь к этому ощущению - нет ли у него "звука"? Какой это звук - высокий или низкий? Мелодичный или просто шум? Прерывистый или постоянный?
После того как вы описали ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно изменилось, то какие новые качества приобрело?
Теперь поблагодарите ваше ощущение за этот небольшой разговор и отпустите его Откройте глаза и почувствуйте себя "здесь и сейчас".
Выполняя это упражнение, можно заметить, что каждое ощущение обладает своими неповторимыми характеристиками. Таким образом,вы устанавливаете контакт со своими ощущениями и даете им возможность измениться. Постепенно, приобретая навыки внутреннего общения, мы заменяем ситуацию внутреннего конфликта на ситуацию диалога и позитивного взаимодействия. То же самое относится и к нашим отношениям с другими людьми. Внимательное, подробное описание и осознание ощущений, чувств, ситуаций позволяет создать безопасные условия для изменений и обретения мира и гармонии.
Несколько советов дышащему:
• сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения;
• почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви;
• учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, фактура, звук, размер, плотность и т. д.);
• особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете;
• пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее;
• не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать;
• старайтесь в любой ситуации замечать как можно больше деталей;
• если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточьтесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию;
• если и это не помогает, сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.
Несколько упражнений
для тренировки объемного внимания
Упражнение 1
Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг от друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение шахмат в течение 30 - 40 секунд. Ведущий дает пояснения: "Вам необходимо запомнить только положение фигур, их позы не имеют значения (если участников много)". Или: "Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)". Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего - восстановить картину.Упражнение 2
Группа рассаживается полукругом. Из участников выбираются водящий и дирижер. Водящий становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. Дирижер занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом дирижера участник хлопает в ладоши один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. Водящий должен определить, сколько человек хлопало. После того как он справится со своей задачей, водящий занимает место в полукруге, дирижер идет водить, а из полукруга выходит новый участник.
Упражнение 3
Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 - 3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.
Упражнение 4
Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет на цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Например: "Какие цвета "собраны" в паркете?". Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.
Упражнение 5
Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного человека.
Мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:
• основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания;• наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог из практики дзен: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность;
• наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.
В. В. Налимов (65), анализируя особенности трансперсональной психологии как новой философии человека, подчеркивает такое ее качество: "Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения..." Нужно отметить, что в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса, и требования к этому методу мало отличаются от требований в системах Уилбера и Грофа.
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли), в современной психологии называется самонаблюдением.
Самонаблюдение, или интроспекция (от лат. mrospecto - гляжу внутрь, всматриваюсь), является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.
Все древние трактаты Востока и эллинской культуры о психике (душе, духе) человека основаны на интроспекциональном опыте. В западной культуре истоки этого метода - в учении Р. Декарта и Д. Лок-ка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, то есть путем внутреннего созерцания.
Один из основателей современной психологии Вильгельм Вундт считал интроспекцию единственным методом, при помощи которого постигается уникальный предмет психологии - непосредственный опыт субъекта. В. Вундт считал, что интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта три класса элементов - ощущения, представления, чувства. Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание - мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.
Несколько дополнительных советов ведущему
Что можно предлагать дышащему:
• обратитесь к своему телу и сосредоточьтесь на самом сильном ощущении;
• где вы его чувствуете?
• что вы сейчас чувствуете сильнее всего?
• что вы можете заметить сейчас?
• каково сейчас ваше настроение?
• заметьте, как от секунды к секунде ощущения меняются;
• какое чувство или ощущение зовет вас?
• посмотрите, куда ведет вас это чувство;
• попробуйте рассмотреть это ощущение еще подробнее;
• заметьте то, что вы еще не замечали;
• посмотрите, может быть, какое-то легкое ощущение хочет, чтобы вы на него обратили внимание;
• это важное чувство;
• дайте ощущению меняться так, как ему хочется;
• заметьте сдвиг в своем ощущении;
• посмотрите, как чувство отвечает на ваше внимание;
• приветствуйте все свои ощущения;
• заметьте свою реакцию на это ощущение (чувство);
• я вижу, что вы находитесь в самой глубине ощущения;
• дайте_______________все внимание, которое оно требует;
• вот это ощущение, прямо здесь!
• попробуйте ничего не чувствовать.
Что делать инструктору:
• каждое чувство и ощущение является важным;
• постоянно осознавайте свои собственные чувства и реакции на дышащего и его поведение;
• если вы не чувствуете себя внимательным и осознающим происходящее, то, скорее всего, то же самое происходит и с дышащим.
Гибкость контекста
В психологическом плане этот элемент самый сложный для освоения. Основной причиной этого является сужение, ограничение поля выбора.
Чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации.
Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, описывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбора: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других.
К сожалению, современный человек часто сводит свой выбор к более узкой схеме, чем описано у Фестингера. Тут более подходит эле-ментарная схема "стимул - реакция" классического бихевиоризма Торндайка.
Таким образом, люди - существа бесконечно свободные - начинают действовать почти автоматически.
Понятие "контекст" в Свободном Дыхании имеет несколько другое содержание, чем принято в психологии. Контекст (от лат. contextu - 'тесная связь', 'соединение') в психологии определяется как обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений, отрывков текста). В Свободном Дыхании бытует более широкое толкование этого понятия. Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и переживаемой ситуации в феноменологическом поле процесса Свободного Дыхания.
Гибкость контекста является основой интеграции. Дышащий должен безусловно принимать любые ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т. д., приходящие в поле его осознания, и быть благодарным за то, что они больше не подавлены и не отвержены.
Искусство безусловного принятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в процессе связного осознанного дыхания, нужно принять его с любовью и радостью.
Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень большое значение.
В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную.
Нужно отметить, что значимость замены контекста с негативного на позитивный была замечена давно и в консультативной психологии - вне зависимости от конкретной модели консультирования (психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и др.), и в разных школах психотерапии и психиатрии.
Но смена контекста в Свободном Дыхании имеет ряд кардинальных особенностей:
1) смена контекста с негативного на позитивный производится самим дышащим. В других системах это делает профессионал - психолог, психотерапевт, психиатр;
2) принцип безусловного принятия любой ситуации с любовью и радостью с помощью выбора адекватного контекста;
3) гибкость контекста рассматривается как умение, в котором можно бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не толь-ко в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.
Что можно предлагать дышащему:
• можете ли вы радоваться этому ощущению?
• оцените, насколько вы уже приняли это ощущение;
• нормально ли вам чувствовать это?
• вы очень хорошо работаете с этим;
• ну, вы и влипли, правда?
• это может быть не так страшно, как вы об этом думаете;
• по крайней мере, вы что-то чувствуете;
• вы можете принять это чувство, даже если не одобряете его;
• если вы примете это сейчас, оно больше не проявится в вашей жизни;
• ваше тело благодарно вам за то, что вы к нему прислушиваетесь;
• прекрасно, что ваше чувство проявилось и вы больше его не подавляете;
• да, это, безусловно, уникальное ощущение;
• ничего тяжелее быть не может! Или, может быть, все-таки...
• вы сами пришли к этим ощущениям;
• найдите то, что вам нравится в этом ощущении.
Что делать инструктору:
• старайтесь интегрировать свои чувства по мере того, как они приходят;
• старайтесь быть гибким в своих реакциях на проявления дышащего.
Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по-разному. Например, боль в голени может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.
Можно сказать, что в обыденной жизни мы обычно пользуемся в основном одномерными контекстами (например, "это хорошо, это плохо"). В какой-то момент жизни (чаще всего в детстве, неосознанно) мы делаем такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны "ТАК" и "НЕ ТАК".
"ТАК": работа и получение удовольствия несовместимы, нужно поступать так, как поступает большинство и т. д."НЕ ТАК": выражать свои чувства, показывать свою слабость, свою силу и т. д.
Такое разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок "ТАК" - "Я" и живем на нем. И боимся, или не можем, или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его "НЕ ТАК" - "не-Я". Но все это лишь результат нашего выбора.
Некоторые из таких выборов поддерживаются стереотипами общества или семьи. Многие из них полны здравого смысла. Но многие совершенно абсурдны и заставляют нас испытывать боль и дискомфорт, лишают возможности испытывать радость и удовольствие. Это как старая одежда, к которой мы привыкли и не замечаем ее. Ситуации меняются, жизнь предстает перед нами в бесконечном многообразии своих проявлений, а мы по-прежнему держимся старых, уже неэффективных контекстов.
К сожалению, мы редко выбираем контексты осознанно. У каждого из нас есть определенный набор "любимых" контекстов. Их обычно не очень много, и мы подходим к абсолютно разным ситуациям с одними и теми же мерками. Можно сказать, что в основном мы пользуемся одномерными и жесткими контекстами, например:
Больно - приятно Плохо - хорошо Неправильно - правильно
Ограниченность точки зрения "хорошо - плохо" прекрасно иллюстрируют суфийские притчи.
Человек умирает в результате случайности. Какая жалость! Затем выясняется, что он был в пути, чтобы убить халифа. О, как хорошо, что он погиб! Затем выясняется, что халиф сошел с ума, и ближайшие два года будут несчастьем для страны. Как жаль, что тот человек не добрался до него! И т. д.
Сам контекст не может быть "плохим" или "хорошим", он может быть только эффективным или неэффективным, адекватным или неадекватным ситуации. Если мы не получаем в жизни, в работе, в отношениях того, чего мы хотим - наш контекст, наше отношение, наш способ восприятия этой части реальности - неэффективны, они "не работают". Если мы знаем, что за окном идет дождь, то у нас есть выбор - или огорчиться, сказав: "Опять погода испортилась", или с удовольствием понаблюдать за тем, как стекают капли по стеклу, порадоваться тому, что не нужно будет поливать из шланга свой садовый участок. Подобный выбор присутствует во всех жизненных ситуациях.
Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.И тогда зона "НЕ ТАК" получает другое имя - "И ТАК ТОЖЕ", или "РАВНОСТНОСТЬ". Область реальности, в которой мы можем существовать свободно, расширяется. Как писал Уильям Блейк, "если бы стекла восприятия были очищены, все явилось бы человеку таким, каково оно есть - бесконечным... Ибо человек закрыл себя до такой степени, что видит все вещи через узкие створки своей раковины".
Первое, что нам следует сделать в такой ситуации - принять жизнь такой, какая она есть. Постараться увидеть ее такой, какая она есть. При этом нам может помочь практика осознания, объемного внимания из предыдущей главы.
Следующий шаг - осознать, каково наше отношение к этому факту действительности и как мы можем изменить его. Какое отношение, какой контекст позволяет нам принять эту ситуацию, этот факт. Принять и получить максимум удовольствия в данной конкретной ситуации. Возьмите для примера какую-нибудь повторяющуюся дискомфортную ситуацию в вашей жизни, которую бы вы хотели изменить. Может быть, это ожидание троллейбуса, которое вызывает раздражение. Может быть, это ворчание ваших близких на то, что вы опять все делаете не так. Отложите на несколько мгновений книгу и вспомните эти повторяющиеся ситуации. У каждого они будут свои. И сейчас мы некоторое время поработаем с этими ситуациями, проделаем несколько упражнений.
Вспомните, как вы обычно реагируете на такие ситуации. Какие чувства они у вас вызывают? Как меняется ваше дыхание в этих ситуациях? Какие части тела напряжены? Какие расслаблены?
Попробуйте выбрать ключевой момент этой ситуации и представьте его в виде картины. Кто присутствует на этой картине? Что окружает людей, присутствующих в ней? Представьте или почувствуйте "раму", в которую заключена эта картина. Какая это рама? Из чего она сделана? Нравится ли вам она? И если она вам не нравится, попробуйте изменить раму. Представьте ту раму, которая, по вашему представлению, идеально подходит для этой картины.
А затем вновь вернитесь к ощущениям тела и к осознанию чувств. Что изменилось в вашем отношении к ситуации?
Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуацией. Этот принцип означает возможность замены одного контекста другим в результате свободного выбора.
А сейчас вновь вспомните повторяющуюся дискомфортную ситуацию из вашей жизни. Может быть, это будет та же самая ситуация или какая-то другая. Важно, чтобы вы могли представить ее во всех деталях и хорошо осознавать свои чувства и ощущения внутри нее. Когда вы вспомнили эти ситуации, попробуйте представить пять раз-ных способов отношения к ней, пять разных вариантов реагирования на нее. Может быть, вам поможет, если вы представите, как могли бы прореагировать на эту ситуацию ваши знакомые.
Например, раздражение на автобусной или троллейбусной остановке, когда транспорта долго нет, а вы спешите, а люди все прибывают, и вы начинаете нервно ходить взад и вперед и уже шепчете разные нелестные слова в адрес транспортных служб.
Пять разных способов реагирования на нее:
1) Продолжать раздражаться и переживать.
2) Начать рассматривать окружающие деревья, небо, дома, может быть, вы заметите какая приятная сейчас погода.
3) Четко осознать насколько важно для вас то дело, в связи с которым вы оказались на остановке, успеваете ли вы, насколько принципиально, если вы опоздаете минут на 15, нужно ли вам позвонить и предупредить, что вы опаздываете, или стоит поехать на машине и прибыть вовремя.
4) Начать рассматривать людей, находящихся рядом с вами, возможно, вы заметите что-то любопытное в них или захотите с кем-то поговорить.
5) Резко изменить планы и поехать в другую сторону.
Можно найти эффективное отношение к любой ситуации, то отношение, которое позволяет вам получить максимум удовольствия в данных условиях. Если вы написали пять способов и не смогли найти самый точный, напишите еще пять.
Вы можете экспериментировать со сменой контекста. Ведь, в конце концов, вы - свободный человек и ничто не мешает вам сознательно выбирать свое отношение к реальности.
ТВОРИТЕ И МЕНЯЙТЕСЬ - НИ ОДИН КОНТЕКСТ НЕ РАБОТАЕТ ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ.
Активное доверие
Последняя фраза предыдущего пункта - "Творите и меняйтесь" - относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отношения. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняйтесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные практики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, коммунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невозможен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может бытьзакончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь - это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление - как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Рецептов нет. Если для вас, для достижения того, что вы хотите, сработает не какой-то принцип, а нарушение этого принципа - значит, вы смогли просто довериться, это против правил, но это работает.
Совершенства внутри жизни нет, но сама жизнь, сам поток в его бесконечности совершенен, потому что кроме него ничего нет. Если вы доверяете жизни, доверяете себе, своему телу, своим ощущениям, своим чувствам, людям вокруг вас, миру вокруг вас, вы становитесь едины с самим потоком жизни. И тогда рецепты просто не нужны.
В "Трех корзинах", каноническом тексте буддизма, написано, что, когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он "посмотрел на мир живой и неживой долгим и милосердным взглядом". Именно это состояние является для нас эквивалентом: "Есть активное доверие".
Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: "Да будет воля Твоя, а не моя". Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает свою индивидуальную волю, намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.
Что подразумевает человек, когда говорит: "Я ему полностью доверяю"? Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуации, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность дополнительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДО-ВЕРИЕ.
Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения: зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты - всем и всему.
Но как же так, можете спросить вы. Как я могу доверять обманщикам-коммерсантам, правительству, жуликам всех мастей? Активное доверие не означает слепоты, а предполагает понимание и принятие самого факта обмана как части потока жизни. Жизнь как великая, Божественная Игра разворачивается в своей бесконечности, и любая попытка выйти из нее - только иллюзия. И выбор человека - либо предаться иллюзиям, либо довериться жизни.Ты всегда свободен и всегда имеешь право на выбор.
Можно следующим образом определить ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, физическим и социальным условиям проведения процесса. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к инструкторам, к процессу проведения сессий является психологическим условием полного расслабления и обеспечивает успешность работы с другими элементами Свободного Дыхания.
Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте инструкторам, доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в процессе: экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания легкости и эффективности.
Пройдя курс обучения по Свободному Дыханию, человек может пользоваться им самостоятельно в течение всей жизни. Если раньше при прохождении через какую-либо ситуацию, в которой у человека возникали негативные реакции (гнев, страх, раздражение, агрессия), он обычно напрягался и его дыхание становилось поверхностным и затрудненным, что еще больше выводило его из эмоционального равновесия, то есть образовывалась жесткая связь между сознанием и дыханием, то после обучения Свободному Дыханию он становится способным заменить эту жесткую связь на гибкую. Иными словами, если в подобной ситуации человек начинает дышать связно, то он получает возможность быстро восстановить эмоциональное равновесие и снять любую негативную реакцию.
Атмосфера взаимного доверия является условием эффективной работы любой группы (тренинговой, учебной, трудовой, научной и АР-) (71).
Климат доверительного общения - один из фундаментальных элементов тренинга, в решающей степени обусловливающий его результаты. Именно палитра доверительных открытий, проявлений превращает группу в систему зеркал, в которых каждый может увидеть свой собственный образ, заглянуть во внутренний мир партнера или интимные процессы группы.
Активное доверие является одновременно индивидуально-психологическим и социально-психологическим элементом по содержанию, по своей внутренней структуре.
Активность доверия означает его проявленность, жизненность не как потенция, а как качество и умение, ежечасно применяемое в жизни и сознательной деятельности (39).Что можно предлагать дышащему в расширенном состоянии сознания:
• нет идеального способа пройти через процесс;
• все процессы отличаются друг от друга;
• нет правильных или неправильных способов пройти через процесс;
• постарайтесь дышать идеально;
• вы прекрасно работаете;
• да, вот так;
• я вижу, как вы стараетесь;
• нормально__________________________;
• не правда ли, это легко ?
• поэкспериментируйте с этим;
• вы можете доверять процессу;
• вы можете просто позволить своему дыханию вести вас;
• это отличается от того, чего вы ожидали, не правда ли?;
• идеально.
Что делать инструктору при работе с клиентом:
• постоянно отмечайте достижения дышащего;
• дайте уйти своим ожиданиям и установкам.
Несколько упражнений
Упражнение I
Группа разбивается на подгруппы по 7 - 8 человек в каждой. Участники в подгруппах становятся в круг. Один человек из подгруппы становится в центр круга. Закрывает глаза, расслабляется и начинает связное дыхание. После этого начинает "падать" в том направлении, куда более всего тянет его тело. Остальные бережно подхватывают его и ставят в центр крута. Упражнение длится 5 - 7 минут. Потом в центр выходит другой человек из подгруппы, и так продолжается до тех пор, пока все участники подгруппы не побывают в центре круга.
Упражнение 2
Группа разбивается на подгруппы по 7-8 человек в каждой. Все в подгруппе, за исключением одного, становятся в два ряда друг напротив друга и вытягивают руки, образуя мягкое и гибкое "ложе" для падающего. Один участник становится на стул (он должен быть достаточно устойчивым) спиной к "ложу" и падает. Можно покачать его в качестве физической и психологической поддержки, после чего бережно поставить на пол.
Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не пройдут его.Jill
Упражнение 3
Все встают, закрывают глаза и ходят по залу в течение 5 - 7 минут. Затем открывают глаза и выбирают партнера.
Один из участников закрывает глаза, другой водит его залу, дает возможность взаимодействовать со всем пространством зала: с запахами, предметами, различными положениями тела, различной скоростью движения, прикосновениями, звуками...
Почувствуйте себя демиургом, который создает мир в его ощущениях для вашего партнера.
Партнер с закрытыми глазами старается полностью довериться ведущему (15 минут).
А теперь поменяйтесь ролями... (15 минут).
После упражнения проводится проговор.
Упражнение 4
Это парное упражнение, в котором вы по очереди играете роли скульптора и глины.
Когда вы являетесь скульптором, будьте максимально творческими, вложите всю вашу фантазию в сотворение ваших произведений искусства, шедевров - скульптур. Когда вы являетесь глиной, попробуйте довериться творческой интуиции и воле скульптора.
Договоритесь внутри пары, кто будет вначале скульптором. А сейчас начнем. (Гонг).
Упражнение в каждой роли проводится в течение 10 мин.
Упражнение 5
Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой уюта, благоговения, радостного предчувствия. Не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас, в вашем окружении.
Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте его до тех пор, пока ваша рука не будет пронизана атмосферой. Пусть это будет танец или играйте своим движением в атмосферу, не стесняйтесь чувствовать ее. Представляйте ее с возможной ясностью, когда она появится в вашем телесном окружении.
Уже 15 лет я занимаюсь расширенными состояниями сознания и интенсивными психотехнологиями, но все еще не встретил более гармоничную систему практической психологической работы с людьми.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ВЫСОТАМ ДУХОВНОГО ПРОСВЕТЛЕНИЯ.На семинарах по Свободному Дыханию участники часто спрашивают, почему нет еще ни одного просветленного в рядах тренеров и инструкторов, преподающих и практикующих пять элементов?
Часто в расширенных состояниях сознания люди испытывают то состояние, которое можно, в терминологии Ф. Перлза, обозначить как мини-саттори. На самом деле почти все участники семинаров испытывают состояние удивительной внутренней целостности и мира со всем существующим, живым и неживым.
Главная проблема не в том, испытывают ли люди состояние просветленности, а в том, чтобы удержаться, пребывать в этом состоянии, интегрировать его в жизнь. Быстрыми темпами расширяется движение Свободного Дыхания у нас в стране. Уже в каждом крупном городе имеются центры Свободного Дыхания. Что привлекает людей к изучению этой техники? В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:
• полнее реализовать свой творческий потенциал;
• даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления;
• быстро восстанавливать эмоциональное равновесие;
• стать более независимым от внешних воздействий,
• повысить работоспособность;
• принимать людей и ситуации такими, какие они есть;
• чувствовать радость от общения с людьми;
• эффективно делать выбор, когда это требуется;
• научиться лучше владеть своим телом.
Нужно также отметить, что в связи с трансформацией личности, которую дают занятия Свободным Дыханием, у многих людей возникают глубокие духовные и религиозные прозрения.
Свободное Дыхание является безопасным, простым, приятным, логичным и эффективным методом интеграции сознания и излечения тела. Этот метод глубоко трансформирует отношения человека к человеку. Мы уверены, что, научившись ему, вы найдете то, о чем мечтали, выбирая заботу о людях и любовь к ним своим поприщем.
ГЛАВА 4
ТРЕНИРОВКА ОСОЗНАНИЯ
ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ
Прежде чем приступить к изложению остальных психотехнологий, использующих расширенные состояния сознания при работе с клиентами, остановимся на описании некоторых медитаций и способов тренировки осознания. "Медитация" - термин, употребляемый на Западе и в России во многих смыслах, часто ошибочно. В йогической терминологии медитация - это весьма продвинутая практика, когда в сознании медитирующего остается только одна мысль, объект медитации. Медитация в нашем понимании - это тот уровень фокусировки осознания, когда существует единение ума и объекта. Любая медитация предполагает концентрацию внимания, его фиксацию на внутреннем или внешнем объекте. Есть два аспекта такой концентрации: отвлечение внимания от мешающих объектов и фокусирование этого обретенного внимания на одном объекте в данный момент.
Определенное развитие навыков самоуглубления является необходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором стоят пять телефонов и все непрерывно звонят. Внешние чувства приносят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам воспоминаний и размышлений.
Цели медитации могут быть очень разные. Но в психодуховном смысле мы их можем выделить три:
• развитие когнтитивной сферы и характера, приобретение таких положительных качеств, которыми вы желали бы обладать, сознательное отношение к этим качествам и к тому влиянию, которое они могли бы оказать на вашу жизнь;
• возвысить базовое состояние сознания, чтобы оно в нормальном состоянии тяготело к духовным и утонченным предметам, чтобы абстрактные мысли и сверхличные чувства в полной мере присутствовали в содержании вашего восприятия;
• фокусировка сознания на высших духовных ценностях и образах и удерживание связи с ними, привлечение их благословения.Медитации применяются во многих духовных практиках, практической психологии и психотерапии как метод саморегуляции и развития осознавания, а также для того, чтобы лучше подготовиться к базовому занятию, настроиться на него. Медитация - это метод саморегуляции, основыванный на управлении вниманием и фокусировке осознания для изменения психических процессов.
Как мы указывали выше, один из основных элементов Свободного Дыхания - тотальное внимание. Медитация также представляет собой определенную тренировку внимания, чтобы повысить эффективность процесса Свободного Дыхания и погружений в расширенные состояния сознания в других психотехнологиях.
В основе многих упражнений в йоге и дзен лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это могут быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различных воображаемых или реальных предметов, изображений, рисунков ("янтры" в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний ("мантры") (32, 41, 50, 57).
Процесс медитации включает три стадии:
• расслабление,
• сосредоточение,
• собственно медитативное состояние, глубина которого зависит от опыта занимающегося, некоторых психологических особенностей его личности и продолжительности сеанса.
Рассмотрим названные стадии по порядку.
Расслабление
Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации. Развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действуют механизмы положительной обратной связи.
Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, изолированном от шума, яркого света и прочих внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но когда человек овладеет искусством медитации, оно становится менее категоричным. Лучше всего медитировать сидя на полу в позе, исключающей излишнее мышечное напряжение, но не лежа, поскольку это положение способствует засыпанию. Наиболее распространены позы сидя со скрещенными ногами (руки на коленях) и сидя на пятках, когда колени сведены, носки держатся вместе, пятки слегка разведены, а ладони лежат на бедрах. В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Йоги медитируют впозе "лотоса". Можно заниматься медитацией и сидя в кресле или на стуле, но тогда туловище следует держать прямо.
Для нормального европейского Эго (обладателем которого мы все и являемся) идея расслабления всегда ассоциируется с особой психотехникой (я описал уже много специальных техник релаксации) или ритуалом (хоть с употреблением спиртных напитков) - неким уходом из реальности и обыденности.
В медитации есть идея срединности - соблюдения тонкого равновесия между расслаблением и бдительностью. Я мог бы использовать слово "алертность", но это не приблизит нас к смыслу медитации. Потому приведу близкую мне по духу притчу из буддизма.
Монах по имени Шрона учился медитации у одного из ближайших учеников Будды. Ему было трудно найти правильное состояние ума. Он очень старался сконцентрироваться и получил головную боль. Потом он расслабил свой ум, но настолько, что заснул.
Наконец он обратился к Будде за помощью. Зная, что до того, как стать монахом, Шрона был знаменитым музыкантом, Будда спросил его
- Ты ведь играл на вине, когда жил в миру? Шрона кивнул.
- Как ты добивался наилучшего звучания своей вины? Для этого нужно было очень сильно натянуть струны или совсем ослабить их?
- Ни то, ни другое. Они должны были быть натянуты как надо, не слишком сильно и не слишком слабо.
- Вот и с твоим умом должно быть так же.
Я встречался однажды основателем вайвейшн Джимом Ленардом. Он вышел на сцену и сказал многозначительно: "Расслабьтесь".
Я уже был наполнен идеями и психотехниками релаксации. Мое Эго ждало, что сейчас прозвучит хороший текст релаксации с качественными эриксонианскими вставками.
Джим выдержал паузу и крикнул: "вы расслабились? Если нет, то расслабьтесь по поводу самого расслабления".
Идея медитации - это срединность: будьте бдительны и одновременно расслаблены настолько, чтобы даже не удерживать саму идею расслабления.
Сосредоточение
Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, геометрические фигуры, рисунки.Концентрация на выбранном объекте - непростое дело для начинающего: внимание неизбежно будет рассредоточиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь.
Важный принцип медитации - пассивность отношения, "пусть это произойдет само собой".
Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. В древних правилах медитации сказано, что в начале мысли будут появляться одна сразу за другой, без перерыва, подобно горному водопаду, падающему с отвесной скалы. Постепенно, по мере того, как вы будете все лучше выполнять медитацию, мысли станут подобны воде, текущей по глубокому, узкому ущелью, затем - большой реке, медленно и извилисто текущей к морю, и, наконец, ум станет подобен спокойному и тихому океану, чья гладкая поверхность лишь иногда нарушается случайной рябью или волной.
Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту.
Мы не умеем жить не думая. Что с этим делать при медитации? Я думаю, ничего. Просто оставьте ваш ум таким, какой он есть. Один мастер описал медитацию как "ум, подвешенный в пространстве, в нигде".
Собственно, в этом состоит главная характеристика самого человеческого сознания - оно может быть везде во времени и в пространстве. Одновременно мы его не можем локализовать нигде.
Поэтому старайтесь не навязывать уму ничего, не принуждать его. Когда вы медитируете, не должно быть никаких усилий управлять умом, никакого старания находиться в покое. Не будьте слишком серьезны, не ощущайте, что участвуете в каком-то особом ритуале; отпустите даже саму идею медитации. Позвольте своему телу быть таким, какое оно есть, а вашему дыханию - таким, каким оно окажется.
Однажды, во время медитации на горе у Байкала, мое внимание было полностью поглощено "Космическим мужчиной", который поглотил своими объемами всю Вселенную, а самого медитирующего (себя) я воспринимал как ничтожного червяка на Земле.
Будьте во время медитации еще больше и тотальнее - переживайте себя как небо, объемлющее всю Вселенную.
Вы должны понять, что сущность вашего сознания такова - пустота и всеобъемлемость, бесструктурность и возможность наполнения любой структурой: ощущением, восприятием, мыслью, чувством...
Многие мои ученики считали (и считают до сих пор), что при медитации у них не должно быть вообще никаких мыслей и эмоций; а когда мысли и эмоции возникают, то они раздражаются и обижаются на себя самих, думая, что потерпели неудачу.
Нужно понять, что ничто не может быть дальше и больше, чем ваше сознание и ваша сущность. Есть такая тибетская пословица:" Это слиш-ком - требовать, чтобы мясо было без костей, а чай - без чаинок". Пока у вас есть ум, будут и мысли, и эмоции.
И если возникают и как бы отвлекают ощущения, образы, чувства, эмоции и мысли, позволяйте им возникать и исчезать, подобно волнам в океане. И что бы ни проявлялось в поле вашего сознания, дайте этому возникнуть и исчезнуть без какого-либо принуждения.
Не цепляйтесь за это, не подкрепляйте и не предавайтесь этому; не удерживайте это и не пытайтесь развить или найти в этом дополнительный смысл.
Не нужно ни следовать порождениям вашего сознания, ни призывать их: будьте подобны океану, взирающему на собственные волны, или небу, взирающему с высоты на облака, проходящие по нему.
Вы скоро обнаружите, что все приходящее в поле вашего сознания подобно ветру: все приходит и уходит - как между деревьев пролетает ветер, не застревая в ветвях и листьях.
Просто не надо ничему придавать особого значения, позвольте всему "протекать" через ваше сознание, сохраняя при этом состояние освобожденности и Равностности по отношению ко всему, что приходит в поле вашего осознания.
Вы думаете, что поток мыслей в вашем сознании непрерывен, но в действительности это не так.
Вы сами обнаружите, что между каждым феноменом есть промежуток - когда одна мысль уже стала прошлым, а следующая еще не возникла. Всегда есть промежуток, в котором открывается природа сознания.
Поэтому работа медитации заключается в том, чтобы позволять всему замедляться и делать этот промежуток все более и более заметным.
Каждое утро на тренингах я предлагаю настройку для своих учеников:
"Войдите во внутреннюю тишину, туда, откуда вы на мир смотрите. И все, что приходит в поле вашего сознания, воспринимайте просто как объекты вашего восприятия.
Будьте просто наблюдателем. Посмотрите на мир глазами древнего старика, который сидит на завалинке солнечным утром и смотрит, как дети бегают и играют, полностью вовлеченные в свои потешные занятия, как взрослые идут на работу, наполненные заботой, как юные пары идут, обнявшись, наполненные страстью и желанием.
При этом ничто не шелохнется в чистом восприятии древнего старика - он видит игру, но не играет, смотрит на заботу, но не заботится, видит страсть, но не наполняется ею.
Просто смотрите, как происходит жизнь, как приходят в поле вашего сознания ощущения тела, эмоции, образы, мысли, но не будьте охвачены ими..."
Собственно медитативное состояние
Во время медитации занимающийся порой испытывает сильные переживания, которые высвечивают его жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед собой новые цели и установить новые отношения не только с другими людьми, со своим окружением.
ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
Место
Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внимание. Поэтому желательно медитировать в относительно изолированном от шума, спокойном месте.
Время
Медитацией можно заниматься в любое удобное время, но не раньше, чем через 2 часа после еды, особенно если она была обильной, поскольку процессы пищеварения помешают вам оставаться расслабленным во время медитации и в то же время не впасть в дремоту.
Метод
Выбор метода медитации определяется индивидуальными особенностями занимающегося. Различия между людьми бывают велики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентрация на предмете или символе, другим - на звуке, третьим - на дыхании и т. д.
Позы
Почему рекомендуется медитировать в определенных позах? Потому что принятие определенной позы поможет вам провести границу между нашей обычной повседневной деятельностью и медитацией и тем самым облегчит концентрацию.
Вовсе не безразлично, в какой позе медитировать. Давно известно, что каждой позе соответствует определенное внутреннее состояние. Не случайно в армии используется стойка "смирно": грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Именно такая поза создает готовность к восприятию команд и последующего беспрекословного их выполнения.
В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мобилизирующий эффект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому положению туловища. Только в трансцендентальной медитации такого требования нет, здесь считается, что занимающийся мо-жет сидеть и в мягком кресле. Но каждый, кто медитирует, рано или поздно сам приходит к выводу, что успех медитации во многом зависит от позы. Если я внешне держусь прямо, то и внутренне, скорее, буду собранным, внимательным, в то время как небрежная поза предрасполагает к внутренней лености, вялости. Мягкие кресла не позволяют полностью выпрямить позвоночник и предрасполагают к сонливости. Лучше всего медитировать сидя на полу, подложив коврик или одеяло, но если по той или иной причине вы все же не хотите отказываться от привычки сидеть в кресле или на стуле, то для медитации выберите жесткий стул. Подойдет и табуретка, ибо спинка во время медитации все равно не понадобится, в ней как в опоре мы во время сеанса не будем нуждаться. В парке или саду можно медитировать сидя на скамейке.
В любом случае колени не должны располагаться выше тазобедренных суставов. Поэтому, если стул или скамья слишком низкие, следует скрестить ноги, тогда колени опустятся. Если же высота стула будет нормальная (для большинства занимающихся она должна быть 45 см), то ноги следует держать слегка разведенными, а стопы параллельными, опираясь на пол всей подошвой. Садиться лучше всего ближе к переднему краю сиденья, особенно когда оно имеет наклон к спинке.
Из-за слабости мышц спины большинству занимающихся сначала будет трудно удерживать туловище прямым. В первый период занятий рекомендуется несколько утрировать позу и сидеть, прогнувишсь в пояснице. Со временем мышцы окрепнут и прямая осанка уже не будет вызывать трудностей. Впрочем, дело не только в силе мышц, но и в умении поддерживать равновесие тела, тогда понадобятся минимальные мышечные усилия. Но сначала необходимо развить чувство равновесия, научиться принимать оптимальное положение. Достигается это практикой. В первый период занятий в начале каждого сеанса, приняв позу, в которой вы собираетесь медитировать, медленно раскачивайте туловище вперед, назад и в стороны, а также делайте им круговые движения, стараясь уловить наиболее устойчивое положение.
Голова также держится прямо. Подбородок следует слегка опустить, но так, чтобы это не повлекло наклона туловища. Поза будет оптимальной тогда, когда спина остается прямой, удерживаемая позвоночником, а все остальные мышцы полностью расслаблены. Приведенное требование полнее всего выполняется в трех классических позах для медитации, принимаемых на полу:
1) со скрещенными ногами (сидя "по-турецки"),
2) сидя на пятках,
3) "лотос".
Преимущество этих поз заключается еще и в том, что у медитирующего, который сидит на стуле или табурете, может возникнуть беспокойство или даже страх упасть в состоянии погружения, что мешает процессу медитации. Пол же дает чувство безопасности.
Для большинства начинающих, скорее всего, подойдет поза на полу со скрещенными ногами. Иногда это положение называют "удобной позой". Сидеть так и впрямь приятно, а в ряде восточных стран эта поза распространена и в повседневной жизни. Собираясь медитировать в этой позе, проследите за тем, чтобы ваша голова, шея и позвоночник составляли прямую линию.
Как держать руки? Возможны два варианта. Первый - ладони лежат на коленях. С него и следует начинать. Во втором варианте, к которому можно перейти, приобретя некоторый опыт медитации, ладони надо сложить подобно двум чашам, вложенным друг в друга. В индийской традиции правая (активная) рука располагается снизу, левая - сверху. У левшей наоборот. Открытость ладоней указывает на то, что в данный момент мы не заняты какой-либо деятельностью, а готовимся нечто предпринять. Большие пальцы соприкасаются, как бы замыкая электрическую цепь.
Учителя дзен обращают большое внимание на положение ладоней своих учеников и на основании того, как они держат большие пальцы, определяют внутреннее состояние человека, его готовность или, наоборот, неготовность к началу медитации.
Если большие пальцы сильно прижаты друг к другу, так что направлены вверх, то это знак чрезмерного напряжения, которое будет мешать медитации. Опущенные большие пальцы и отсутствие контакта между ними свидетельствует о вялости, также не способствующей успеху медитации в предстоящем занятии. Большие пальцы не должны образовывать "гору" или "овраг", им надлежит располагаться строго горизонтально.
Руки опираются на бедра, свободно свешиваться они не должны, так как в этом случае расслабление не получится. Ладони держат близко к животу, но не давят на него. Желательно легкое прикосновение ладоней к животу, по крайней мере во время вдоха.
Вторая классическая поза для медитации - сидя на пятках. Чтобы принять ее, нужно встать на сведенные вместе колени, держа носки вместе, а пятки слегка разведенными. Затем опуститься на пятки. Голова, шея и туловище составляют прямую линию.
Эта поза широко распространена в Японии. Здесь в ней не только медитируют, но и пишут, читают, едят, выполняют различную работу. В отличие от японцев, привыкших к этой позе с детства, многим из нас, особенно людям с сильно развитыми мышцами бедер, сидение на первых порах покажется неудобным. Возможно неприятное напряжение в бедрах, боль в коленях. Болевые ощущения можно смягчить, подложив между пятками и седалищем подушку и одеяло под голеностопные сус-тавы, но лучше всего осваивать эту позу очень и очень постепенно, на некоторое время возвращаясь к уже освоенной позе со скрещенными ногами при появлении неприятных ощущений в мышцах и связках.
При позе сидя на коленях блокируются крупные кровеносные сосуды бедер, что может оказать неблагоприятное воздействие на людей, склонных к расширению вен. Им следует отдать предпочтение позе со скрещенными ногами или позе "лотоса".
Поза "лотоса" - одна из основных поз йоги - хорошо подходит для медитации. При опоре на таз и колени поддержание тела в вертикальном положении требует лишь минимальных усилий. Сидеть в позе "лотоса" легко, нет ни малейшего мышечного напряжения, мешающего полной концентрации.
Большинству занимающихся, однако, освоить "лотос" бывает непросто. Но при последовательной и целеустремленной работе это удается и в возрасте старше 50 лет. Подчеркну, однако, что овладение позой "лотоса" не должно становиться самоцелью. Тому, кто решил научиться "лотосу", следует запастись терпением и регулярно, ежедневно, а по возможности и два раза в день проводить следующие подготовительные упражнения:
1. Сесть на пол и как можно шире развести ноги в стороны. Затем согнуть правую ногу в колене и притянуть к себе правую стопу, чтобы она оказалась на левом бедре у паха. Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно касаться пола. Зафиксировать положение на несколько секунд, а затем проделать то же самое с левой ногой. Чтобы облегчить выполнение, можно сидеть на небольшой подушке. Освоив это упражнение, переходим к следующему.
2. Сидеть следует на одеяле, сложенном толщиной в ладонь. Сначала выполняем упражнение 1: при прямой левой ноге сгибаем в колене правую и прижимаем ее стопой к левому бедру. Вслед за тем сгибаем левую ногу и располагаем стопу на правом бедре так, чтобы пальцы были обращены вверх. Важно помнить о том, чтобы туловище было выпрямленным, а оба колена касались пола.

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>