<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Количество участников тренинга не должно превышать 30 человек.
Все предварительные условия имеют чисто практическую направленность, и продиктованы практикой.
Медитация "Здесь и сейчас"
Когда группа собралась и расселась по местам, предлагаю провести медитацию "Здесь и сейчас". Поскольку не все инструкторы Свободного Дыхания знакомы с этой медитацией, привожу ее полный текст:
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Пусть ваше тело займет наиболее комфортное положение.
А сейчас попробуйте вспомнить сегодняшнее утро. Вот вы проснулись. Кто-то потянулся, кто-то не стал этого делать. Кто-то еще некоторое время понежился в постели, кто-то вскочил сразу. Кто-то принял душ, кто-то не стал этого делать.
Вы оделись и уже завтракаете.
Кто-то позавтракал легко, кто-то поел поплотнее.
Вспомните свой завтрак. Как был сервирован стол?
Вы уже помните, что идете на этот тренинг. Вы готовитесь к нему.
Вы одеты и стоите в прихожей, открываете дверь и выходите на улицу.
Вы уже идете.
Кто-то решил пройтись пешком. \
Кто-то решил проехать в общественном транспорте.
Кто-то едет на машине.
Вот вы доехали. Вы подходите к зданию,
Вспоушите, как вы это делали? В каком вы были настроении? О чем думали?Вы входите в это здание. Вы уже открываете дверь в этот зал.
Что вы чувствовали в это время?
Проходит некоторое время. Вы с кем-то здороваетесь, с кем-то говорите или не говорите, и вот вы постепенно подходите к тому месту, где сидите.
Вы садитесь. О чем вы думали в это время?
Вы сидите в своем кресле. Вы чувствуете свое тело. Вы слышите мой голос. Вы здесь и сейчас.
Когда вы почувствуете себя "здесь и сейчас", сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Вы "здесь и сейчас". Почувствуйте это. И когда почувствовали, медленно и постепенно откройте глаза".
Лекционная подготовка
Следующий этап - лекционная подготовка. В содержании лекции, на мой взгляд, имеет смысл затронуть следующие вопросы:
1. Этапы внутриутробного развития от зачатия до первого вздоха и обрезания пуповины. Лучше сопровождать рассказ показом слайдов или видеофильмов.
2. Место стресса рождения в жизни человека. Причины раздробленности человеческого сознания.
3. Содержание БПМ 1 - 4 по Ст. Грофу. Рассказ может сопровождаться слайдами из образного пространства всех четырех человеческих матриц.
Опыт показывает, что техники, которые используются в тренинге "Возрождение", весьма эффективны и без всяких лекций. Лекционный этап я использую по двум причинам:
• каждый участник тренинга имеет право на осознание того, что он делает и зачем;
• лекция, сопровождаемая диафильмом и слайдами, позволяет эффективнее проработать ментальный и образный компоненты подавленных целостностей.
Следующий этап тренинга - "Визуализация зачатия".
Визуализация зачатия
Под спокойную медитативную музыку лягте на пол, рядом с вами листок бумаги и карандаш. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите несколько связных дыханий. Позвольте себе расслабиться глубоко - ментально, физически и эмоционально.
Сейчас последует визуализация:
"Увидьте себя бестелесным духом, божественным существом из Света и Любви, плывущим через Вселенную. (Не пьипайтесь "вспомнить" - ваш рассудок помешает вам; просто сделайте это, используя те специальные эффекты, которые вы видели в фильмах Спилберга).
И вот вы, свободный дух, вне времени и пространства. Дышите! А сейчас приходит время выбрать новую физическую форму. Это время вашего физического зачатия. Вы исследуете бесконечную, мудрую Вселенную для идеальных условий этой жизни, совершенных людей, совершенные места и вещи, чтобы ими окружить себя так, чтобы вы могли жить прекрасной жизнью, научиться тому, чему вы хотите здесь научиться, учить тому, чем вы хотите поделиться...
Вы исследовали все, и выбираете планету вашего рождения, а именно - Землю... Почему Земля?
Причина, по которой я выбрал прийти на Землю, была...
После визуализации запишите первую мысль, которая пришла вам в голову! Увидьте, как вы выбираете конкретное место...
Какая страна? Почему?
Какой город? Какое селение? Какая деревня? Почему?
Какая нация? Почему?
Какая религия? Почему?
Какая мать? Почему?
Какой отец? Почему?
Рассмотрите их внимательно...
Причина, по которой я выбрал свою мать, - ...
Причина, по которой я выбрал своего отца, - ...
Какие братья и сестры? Почему?
А как насчет бабушек и дедушек? Какие болезни были в вашей семье?
Что творилось в мире? Была ли война? Мир? Экономический кризис?
И вот наступает время вашего зачатия. Вы выбрали правильные условия для вашей жизни. Вы видите, каквы готовы спуститься в тело, воплотиться в теле...
Вы видите своих родителей, занимающихся любовью?
Что думает ваш отец?
Что думает ваша мать?
Что думаете вы, когда ваше сознание входит в чрево вашей матери?
Дышите глубоко! \
Закончите эти фразы: 1
Причина, по которой я выбрал бьипь живым, - ...
Цель моей жизни - это...
То, чему я пришел научиться, - это...
То, что я несу людям, - это..."
После "Визуализации зачатия" проводится проговор.Следующее упражнение - "Мать-дитя". Оно направлено на активизацию памяти переживания первой базовой перинатальной матрицы. Это упражнение взято из комплекса телесно-ориентированных психотехник, которые проводит психолог Владимир Баскаков.
Я использую эту технику преднамеренно и осознанно. Для сознания человека травма рождения - наиболее страшный, пугающий психоэмоциональный блок. Когда в процессе дыхания дышащий приближается к этой целостности, происходит задержка дыхания и неосознанный уход от проработки этой травмы. Поэтому иногда нужен некоторый дополнительный толчок, дополнительное усилие. Упражнение "Мать-дитя" является тем дополнительным усилием, которое позволяет проработать базовые перинатальные матрицы.
Упражнение "Мать - дитя"
Группа делится на две одинаковые по количеству подгруппы - "матерей" и "детей".
"Дети" образуют круг, садятся на пол лицом к центру и принимают позу "эмбриона".
"Мамы" образуют второй круг, встав за спины детей.
Ведущий показывает на пальцах, через сколько человек во внутреннем круге находится "дитя" от места, где стоит "мама". "Мамы" двигаются по часовой стрелке и садятся за спины своих "детей".
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должны быть минимальными по силе и амплитуде.
3. Внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте на 100% уверены в том, что вы делаете. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
В упражнении "Мать-дитя" особое место занимает психологический настрой. Переживания "матери" по отношению к "младенцу" должны быть абсолютно достоверно любящими, нежными, теплыми, добрыми.
"Мама" берет "дитя" обеими руками под коленками (медленно, нежно) и начинает тянуть к себе. Как только ноги "младенца" приподнимаются над полом, "мама" дает "упор", то есть прижимается грудью к спине "дитя". Далее "мама" тянет "дитя" до положения равновесия, ког-да тело "ребенка" устойчиво и поддержка его требует минимальных усилий. Это положение фиксируется несколько секунд, после чего "мама" начинает очень медленно покачивать "дитя". Покачивание продолжается в течение пяти минут. После этого "дитя" возвращается в исходное положение. "Дети" не открывают глаза. Сидят в позе "эмбриона".
По команде ведущего "мамы" встают. Ведущий показывает пальцами, через сколько человек во внутреннем кругу находится следующее "дитя". "Мамы" двигаются по часовой стрелке и садятся за спины следующих "детей", с которыми они проделывают упражнение в той же последовательности.
Таким образом, каждая "мама" работает с 3 - 5 "детьми".
После этого происходит смена ролей: "мамы" становятся "детьми", "дети" - "мамами". Упражнение проводится в той же последовательности.
Усилить эффект от проведения упражнения можно, если поставить негромкую музыку типа "плацентарной" или другую мягкую, спокойную, расслабляющую музыку, свести к минимуму посторонние шумы и вербальные (речевые) контакты.
После упражнения проводится проговор.
Следующий этап тренинга - "Прохождение родового канала".
Прохождение родового канала
Участники тренинга разбиваются по следующим группам:
• люди, ничего не знающие о своем рождении;
• люди, родившиеся нормально (без осложнений и патологий);
• люди, родившиеся при помощи акушерских щипцов;
• люди, родившиеся при помощи кесарева сечения;
• люди, родившиеся с ягодичным предлежанием;
• люди, родившиеся с обвитием пуповиной.
Этот список можно продолжить, то есть разделение на группы может осуществляться и по другим классификационным признакам.
Люди в каждой группе делятся на пары или тройки и рассказывают друг другу:
• все, что они помнят сами о своем рождении;
• все, что они знают о своем рождении от своих родителей;!
• все, что они знают о своем рождении из процесса ребефинга и др.
Беседа в микрогруппах продолжается примерно в течение 10-15 минут, после чего проводится настройка на процесс. Включается фоновая музыка, участники тренинга расходятся по залу, им предлагается свободно двигаться под музыку, поддерживая при этом связное дыхание. Настройка продолжается 5 - 7 минут.После настройки группа делится на четыре равные части. Первая группа сначала проходит "родовой канал" - это "дышащие-рождающиеся". Они выбирают себе из оставшихся людей "ситтера-акушер-ку". Выбор "ситтера-акушерки" производится "дышашим-рождаю-щимся" по принципу максимального доверия и взаимного согласия.
Оставшаяся часть группы образует "родовой канал". В нем должно быть не менее шести человек. Они становятся на колени и локти (в колено-локтевое положение) максимально плотно друг к другу, бок о бок, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противоположные стороны. Поверхность, на которой находится "родовой канал", должна быть мягкой, ровной, гладкой, не должна задираться и сползать в стороны при прохождении "родового канала" "дышащим-рождающимся" (маты, постеленные внахлест одеяла и др.). В конце "родового канала" стелится одеяло для переноски "дышащего-ново-рожденного". Эффективность процесса можно усилить, если проводить его обнаженными, постелив на пол гладкую, желательно скользкую ткань.
Желательно, чтобы у ведущего процесс были один или два помощника-ассистента.
Включается музыка типа "плацентарной", в которой записаны пульсации плаценты и ритм сердца эмбриона.
Все участники тренинга, создающие "родовой канал", дышат связно, и "канал" плавно раскачивается в разные стороны.
Дальше можно предложить два способа вхождения в "родовой канал":
• "дышащий-рождающийся" начинает связное дыхание и после того, как появятся первые признаки вхождения в процесс, входит в "родовой канал" вперед головой из положения лежа на спине;
• "дышащий-рождающийся" начинает связное дыхание и садится в позу "эмбриона" около входа в "родовой канал". "Ситтер-акушерка" садится сзади и мягко обхватывает "дышащего-рождающегося" руками за колени и тянет к себе. Дальше все происходит также, как в упражнении "Мать-дитя", только "ситтер-аку-шерка" плотно обхватывает "дышащего-рождающегося" и оказывает на него мягкое давление (происходит имитация БПМ-2), как бы образуя "матку". Оба участника дышат связно, синхронно, и "ситтер-акушерка" покачивает "дышащего-рождающегося" в разные стороны, оказывая на него постоянное давление. Контакт участников должен быть как можно более плотным, им помогают ведущий и ассистенты. Все условия взаимодействия должны быть такими же, как в упражнении "Мать-дитя". Продолжительность покачивания определяется "дышащим-ново-рожденным", как только он почувствует себя готовым к "рождению", "ситтер-акушерка" разжимает объятия и помогает "ды-шащему-новорожденному" войти в "родовой канал".
Процесс проходит более эффективно, если "родовой канал" оказывает сопротивление "дышащему-рождающемуся" (имитация БПМ-3).
При выходе из "родового канала" "дышащего" встречает "ситтер-акушерка", он вместе с ассистентом "принимает" "новорожденного" и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не мешать следующему участнику тренинга.
Во время прохождения "родового канала" первым "дышащим-рождающимся" следующая пара готовится к процессу.
После этого процесс продолжается до тех пор, пока дышащий полностью его не закончит.
Для повышения эффективности процесса можно заворачивать "новорожденного" в "пеленку", дать пососать ему соску.
Когда все "дышащие-рождающиеся" из первой группы пройдут процесс, заново происходит выбор "ситтера-акушерки" "дышащими-рождающимися" из второй группы. Тренинг продолжается до тех пор, пока все участники группы не пройдут "родовой канал".
Процесс заканчивается традиционным проговором, на котором участники делятся своими впечатлениями. Проговор обязателен. Часто травма рождения настолько сильна, что для осознания необходима групповая поддержка
Следующий этап тренинга - упражнение "Колыбель". Оно проводится для окончательной интеграции травмы рождения, как завершение всей динамики перинатальных матриц и переход в постнатальныи период жизни. Очень часто у многих людей, появившихся на свет в роддоме, БПМ-4 имеет отрицательную "окраску". Это упражнение направлено на активизацию и закрепление положительных элементов БПМ-4.
Упражнение "Колыбель"
Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на процесс. Ставится мягкая, расслабляющая музыка (колыбельная, если есть возможность). Все участники тренинга ложатся на пол, выбирают первый\ип связного дыхания, и ведущий проводит релаксацию. О принципах работы всех участников говорилось выше, они такие же, как в упражнении "Мать-дитя".
Один человек из группы становится "новорожденным", он продолжает лежать на полу, на спине Остальные участники группы обступают его со всех сторон (в зависимости от веса "новорожденного" долж-но быть от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на корточки или нагибаются и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить "новорожденного", подсовывают ладони под его туловище, один из участников поддерживает ладонями голову "новорожденного".
По знаку ведущего "новорожденного" приподнимают над полом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков, увеличивая амплитуду; все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикальное положение, покачивая "новорожденного" на руках.
Все участники дышат связно, в такт покачиванию - "колыбель дышит" Процесс продолжается около пяти минут. После этого "новорожденного" мягко, уменьшая амплитуду покачивания, опускают на пол и, не торопясь, убирают руки.
Процесс продолжается до тех пор, пока "новорожденный" полностью его не закончит. Рядом с "новорожденным" остается "ситтер-мать", обычно это человек, державший голову, который помогает "новорожденному" довести процесс до конца.
Тренинг продолжается, пока все его участники не побывают в "колыбели".
После тренинга проводится проговор. В заключение проводится общий круг всех участников тренинга.
ТРЕНИНГ "ИЗНАНКА ЖИЗНИ"
Как кольца, младенец снимает Лета
с пирамидки жизни,
Где стержнем - смерть.
И время вновь нанизывает кольца - бесконечная игра Алима Ханум (Ярославль, 1996)
Этот танатологический тренинг возник двенадцать лет назад, и впервые я показал его в 1992 году на Азовском море, около города Таганрога. С тех пор я много раз проводил этот тренинг или использовал определенные техники из него на профессиональных и "продвинутых" тренингах.
Сейчас я полностью осознаю, что смерть как сила и реальность не требует никаких техник, медитаций, визуализаций, текстов, проговоров, никакой активности - ни желания, ни нежелания, ни страдания, ни наслаждения, ни переживания, ни эмоциональной пустоты, ни любви, ни ненависти, ни интереса, ни безразличия - никакого отношения.Все, что построено вокруг смерти, - жажда жизни.
Все, что мы говорим, думаем, пишем или даже проповедуем о смерти, имеет источником жизнь, а тайна тайн существует вне всяких смыслов и в то же время наполнена любым смыслом. Невозможно без благодарности относиться к этой силе, которая является источником духовной жизни и возрождения материи.
В то же время люди вполне реально страдают, впадают в депрессию, теряют силу жизни, творческий импульс, а иногда теряют любые смыслы при соприкосновении с этой силой.
Смерть принимает любого - готового и неподготовленного.
Проблема в человеке.
Мне кажется, что имеет смысл привести некоторые психотехники из этого контекстуального тренинга.
Полные танатологические тренинги предполагают определенную контекстуальную подготовку - лекции, беседы, диспуты. Материала в настоящее время достаточно много (18, 20, 27, 29, 54, 88, 98).
Визуализация Смерти
Предварительные условия
Визуализация проводится в групповой форме при минимальном освещении. Возможно использование фоновой музыки (обертонное пение Д. Хука, произведения М. Веттера, Д.П. Ласло и т. д.).
Участники рассаживаются на полу в группах по четыре человека друг напротив друга в удобной для медитации позе, образуя при этом простой крест и не прикасаясь друг к другу.
Процедура проведения
В течение минуты медленно и постепенно закрывайте глаза. Превратите это в целый процесс. Посмотрите, как исчезают предметы... цвета... свет и тени... и вы погружаетесь в темноту. А сейчас, когда вы уже очутились в темноте, смените фокус вашего осознания и направьте его на ваше тело. Почувствуйте свои ноги, бедра, ягодицы, низ живота, живот, грудную клетку, плечевой пояс, руки, шею, голову... Расслабьте свое тело. Дышите связно, медленно и поверхностно. При этом с каждым вдохом и выдохом расслабляйтесь все глубже и глубже. Позвольте вашему телу погрузиться в расслабление, как в теплую воду, когда оно почти ничего не чувствует. Расслабляемся еще глубже... тишина и покой... тишина и покой. Вы уже очень глубоко расслаблены.
Попробуйте из этой глубины, покоя и расслабленности направить ваше внимание на кожные ощущения, которые возникают при соприкосновении вашей спины с фактурой рубашки или майки. Попробуйте еще тоньше почувствовать все ощущения на вашей спине: все бес-конечное множество контактов, холод, тепло, ощущение давления, напряжения...
А сейчас попробуйте представить, как за спиной слева и чуть-чуть сзади стоит ваша смерть. Почувствуйте ее присутствие - за спиной... слева и чуть-чуть сзади. Теплом веет от нее или холодом... Напрягаетесь вы или расслабляетесь в ее присутствии... Комфортно вам или дискомфортно... Страшно вам... Какие мысли приходят в поле вашего осознания прямо сейчас...
Представьте образ смерти. На что или на кого это похоже. Что вы чувствуете, видя перед собой образ вашей смерти.
Попробуйте ближе познакомиться с этим образом, лучше почувствовать эту силу. Не отгоняйте ее. Она с вами с момента вашего зачатия. Примите ее и попросите у нее помощи при прохождении предстоящей инициации.
После визуализации проводится проговор, который является дополнительным катализатором инициации, позволяющим ощутимо войти в смыслы тренинга.
Посвящение в Смерть
На настоящий момент разработано достаточно техник инициации смерти в танатотерапии. Существуют подходы, основанные на кинестетическом трансе (тренинг по телесно-ориентированным психотехникам Владимира Баскакова). Этот комплекс используется для инициации в структуре второго модуля профессионального тренинга по интенсивным психотехнологиям (ведущий В. Козлов).
Тот вариант, который мы предлагаем вашему вниманию, является частью тренинга "Изнанка жизни" и излагается как психотехнология впервые.
Предварительные условия
Участники рассаживаются на полу в "четверках" друг напротив друга в удобной для медитации позе, образуя при этом простой крест и не прикасаясь друг к другу. Участники тренинга входят в процесс в тех же четверках, в которых проходили визуализацию смерти.
Процедура проведения
Вначале в течение 10-15 минут участники дышат "хаотическим дыханием", в котором самое главное - поддерживать связное дыхание, при этом неважно, насколько релаксирован выдох, воспроизводятся звуки или нет, насколько сбалансированы или дисбалансированы вдох и выдох, педалирован выдох или полностью релаксирован.Все как в жизни - синтез хаоса и организованности - "хаотическое дыхание".
После этого звучит гонг, ведущий говорит: "Стоп" - и происходит задержка дыхания. Все участники тренинга ложатся на спину. С этого момента и начинается путешествие, которое мы обозначили как "Инициация смерти".
"Уже в настоящем есть будущее. Попробуйте погрузиться в день ваших похорон. Как всех смертных, и тебя провожают в последний путь другие, такие же, как и ты, - смертные. Посмотрите на ваше тело. Во что оно одето? Посмотрите на людей, которые вас провожают. Кто они? Присмотритесь к ним. Кто вас несет к последнему пристанищу? Звучит музыка... Люди начинают говорить прощальные речи. Прислушайтесь к ним. Что они говорят?..
И вот уже сказаны все речи. И ваша ладья спускается в чрево земли. Из праха в прах. Сверху падает земля. Сначала осторожно, комок за комком. И вот наступает тишина. Не слышно звуков обыденной жизни.
Прямо сейчас посмотрите на изменения в теле. Посмотрите снаружи, как оно раздувается, темнеет, лопается кожа и уходят воды. И в это время в теле, которое служило вашему сознанию и духу надежным вместилищем, начинается другая жизнь - черви, маленькие и большие, начинают свой пир. Попробуйте созерцать изменения в теле. Попробуйте увидеть скелет, покрытый мясом, кровоточащее тело, скрепленное лишь сухожилиями. Скелет с обрывками мяса, запятнанный кровью, скрепленный сухожилиями. Скелет, лишенный мяса, удерживаемый сухожилиями. Кости, не скрепленные друг с другом, как напоминание о том, что был когда-то скелет. И вот кости белеют, постепенно теряют форму, и все истлевает, превращается в пыль...
А сейчас почувствуйте свое тело и попробуйте осознать, что оно так устроено и не избегнет этой участи.
Вы уже готовы принять ту силу, которая в жизни называется смертью. Еще раз пригласите в поле вашего осознания образ смерти. Попробуйте принять ее просто как силу, бесконечно мудрую, добрую, глубокую...
Почувствуйте свое тело, поприветствуйте все те ощущения, которые есть в вашем теле.
Почувствуйте, что ваше тело стало сильнее и жизненнее за время этой инициации. Вздохните медленно и глубоко. Потянитесь всем телом, если хотите, и ощутите потоки энергии в теле.
Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя "здесь и сейчас" и откройте глаза".
Проведите общий проговор.
ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ
Данный тренинг относится к контекстуальному ребефингу. Это один из самых трудоемких тренингов, предъявляющий самые высокие требования к уровню квалификации и качеству процесса* Требования относятся не только к специалистам, организующим и проводящим тренинг, но и к его участникам, которые должны быть весьма продвинуты в овладении техникой Свободного Дыхания и пребывании в состоянии расширенного сознания. Тренинг групповой, качество и эффективность его проведения зависят не только от профессионализма инструкторов, но и от содержания сознания участников тренинга, от социально-психологических параметров группы.
Этот тренинг может быть проведен в течение одного или двух дней. Процедура проведения, включая проработку контекста, занимает око-ь ло восьми часов. Если проводить этот тренинг за один день, то лучше [выбрать послеобеденное время, например, с 16 до 24 часов или с 14 до J22 часов. Оптимальным, на наш взгляд, является двухдневный выездной тренинг. В этом случае можно лучше проработать контекст в со-(держательном отношении и отвести лекционной части тренинга не 4, а 6 часов.
Тренинг состоит из трех основных частей.
Часть первая
Первая часть в основном лекционная. Перед лекцией можно совершить какое-то ритуальное действие. Как показывает опыт, совместное ритуальное действие, настройка или пение мантр способствует психологическому сплочению группы, а также положительно влияет на выработку общего энергетического поля.
Лекция посвящена экзистенциальным проблемам человеческого бытия, жизни и смерти, Эросу и Танатосу, бессмертию и месту смерти в жизни, бытию, небытию и инобытию, страху, тревоге, заброшенности человека, его пограничным состояниям. Вся эта проблематика "прокручивается" через разные теологические, философские системы и обыденное мышление.
Часть вторая
После лекции и пения мантр осуществляется определенный дыхательный настрой к тренингу. Участники тренинга проводят пять серий дыхательных упражнений, и каждая серия состоит из 20 связных дыханий:
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос и рот одновременно, при этом язык зажимается между зубами - четыре раза;• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через рот - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание при открытом рте, но через нос - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос - четыре раза.
Часть третья
1. У каждого участника тренинга должен быть листок бумаги и авторучка. Ведущий с ассистентами'рассаживают участников в круг. Они принимают привычные медитационные позы, сидя на полу, закрывают глаза, расслабляются и начинают связное дыхание.
2. Ведущий говорит: "Вспомни свое первое ощущение, что смерть неизбежна". Участники тренинга вспоминают и записывают (4-5 минут).
3. Ведущий предлагает: "Вспомни все случаи столкновения со смертью:
• близких родственников, друзей,
• знакомых и незнакомых,
• животных,
• великих людей" (15 - 20 минут).
4. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников зачитать свой список, по желанию.
5. Предлагается дополнить список новыми воспоминаниями (4 - 5 минут).
6. Кто-то из зала зачитывает свой список.
7. Участникам предлагается дополнить список новыми воспоминаниями (4 - 5 минут).
8. Кто-то из зала зачитывает свой список.
9. Участникам предлагается дополнить список новыми воспоминаниями (4 - 5 минут).
Эта процедура продолжается до тех пор, пока до участников не доходит понимание неизбежности и безграничности смерти.
10. Процесс связного дыхания прекращается, все берут свои бумаги и подходят к ассистенту, который отрывает чистый кусочек бумаги от листка и отдает участнику. Никому не разрешается проходить по центру зала, все проходят по краю и встают спиной к стене (если в зале не хватает места - попарно спиной к стене).
11. Когда все находят место у стенки, ведущий предлагает начать синхронное дыхание (все дышат одновременно) следующей структуры: глубокий вдох, глубокий выдох, задержка на время, равное вдоху с выдохом.12. Ведущий обходит дышащих по кругу и при задержке дыхания нажимает на грудную клетку один раз, чтобы сбить задержку.
13. Ведущий обходит дышащих по кругу и при задержке дыхания нажимает на грудную клетку несколько раз.
14. Ведущий говорит: "Пауза - это смерть, делая паузу, мы кормим смерть".
15. Участники тренинга переходят на связное, глубокое дыхание.
16. Ведущий ходит по залу, наблюдая за тем, насколько глубоко каждый дышащий ушел в процесс, и при необходимости помогает дышащему лечь и принять удобную позу.
17. Если дышащий ощущает, что он уже глубоко вошел в процесс, то может самостоятельно лечь и принять удобную позу.
18. Ведущий усиливает выплеск положительных эмоций, радости, счастья, упоения жизнью через смех, веселые выкрики, топот.
19. Сжигание "листов смерти" в центре зала.
20. Смехотерапия.
21. "Изгнание страха смерти". Ведущий произносит: "Я выбираю жизнь", - и участники тренинга повторяют за ним; "Я выбираю жизнь!!!"
22. После того, как группа достигает единого эмоционального подъема, постепенно, при плавном снижении уровня всеобщего возбуждения, участники тренинга по инициативе ведущего начинают петь мантры под тихое музыкальное сопровождение.
Так, при всеобщем чувстве единения друг с другом, чувстве катарсиса, заканчивается этот процесс.
АФФИРМАЦИИ
Определение аффирмации
Существует более 200 отработанных аффирмации, которые позволяют быстро и эффективно работать с негативными мыслями, идеями, эмоциями, психологическими зажимами, блоками сознания, стрессовыми ситуациями. Идея метода принадлежит основателю техники ребефинга Леонарду Орру. Продолжатели этого метода - ученики Орра Ден Бруле, Джим Ленард, Фил Лаут. Огромный вклад в работу с аффирмациями внесла американский психолог Сондра Рэй. Именно она поставила работу на высокий уровень, и аффирмации стали одной из важнейших частей ребефинга.
Что такое аффирмации? В дословном переводе с английского это слово изначает "утверждение". Но это не совсем верно. С точки зрения лингвистики, "утверждение" звучит правильно, но в терминоло-гии Свободного Дыхания используются понятия "прописывание", "переписывание". Иначе говоря, аффирмации, вернее, работа с аффир-мациями - это процесс нахождения какой-либо негативной ситуации, фиксирование ее на бумаге в вербальной форме (то есть перевод ситуации на бумагу в словесной форме прописывания) и переписывание (то есть перевод данной ситуации из негативного контекста в позитивный) (37, 39, 131).
Работа с аффирмациями
Как происходит работа с аффирмациями? Мы можем говорить об аффирмациях как составной части Свободного Дыхания. Сам процесс Свободного Дыхания позволяет проработать большую часть проблем каждого человека, но существуют ситуации, когда необходимо либо до начала, либо после него доработать, дошлифовать какие-то моменты, неприятные ощущения, чувства, состояния. В некоторых случаях работа с аффирмациями бывает весьма продуктивной и даже позволяет заменить процесс Свободного Дыхания, и при этом получаются очень хорошие результаты. Чем замечательна работа с аффирмациями? Она позволяет вывести какую-либо проблему с бессознательного уровня на сознательный, оценить эту проблему на уровне рассудка, проанализировать, в чем состоит негативный контекст проблемы, и перевести ее в положительный контекст.
Способы работы с аффирмациями
Первый способ
Этот способ был предложен Джимом и Беверли Ворсли. В начале процедуры клиенту предлагается провести пять серий дыхательных упражнений, где каждая серия состоит из 20 связных дыханий:
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос и рот одновременно, при этом язык зажимается между зубами - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое через рот - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое при открытом рте, но через нос - четыре раза;
• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос - четыре раза.
Инструктор предлагает дышащему выписать на бумагу шесть самых негативных мыслей о самом себе:• первая самая негативная мысль о самом себе,
• вторая самая негативная мысль о самом себе,
• самая негативная мысль вашей мамы о вас,
• самая негативная мысль вашего папы о вас,
• самая негативная мысль о вас в школе, где вы учились,
• исходя из пяти предыдущих мыслей составить бескомпромиссное суждение о самом себе: "Яна сегодняшний день". Последнее суждение представляет собой неспецифический закон, который управляет вашей жизнью.
Изменение этого закона заключается в том, что вы сами в процессе диалога с инструктором или обсуждения в группе находите аффирма-цию, которая на 180° изменит ваш неспецифический закон, переведет его в положительное состояние.
Далее найденную таким образом аффирмацию надо записать 20 раз на бумагу. Постарайтесь равномерно распределить это прописывание по времени в течение всего дня, не забывая постоянно думать об этой аффирмации весь день. И так каждый день в течение недели.
Второй способ
Этот способ предложен Сергеем Всехсвятским. Он заключается в следующем. Выпишите пять самых хороших своих качеств, мыслей о самом себе, в наибольшей степени устраивающих вас:
• первая положительная мысль о себе,
• вторая положительная мысль о себе,
• третья положительная мысль о себе,
• четвертая положительная мысль о себе,
• пятая положительная мысль о себе.
Пример:
Доброта
Любовь к людям
Уверенность в себе
Открытость
Желание помогать другим
После этого составьте предложение, в которое входили бы все пять качеств. Пример: "Я помогаю людям обрести уверенность в себе через доброту, любовь к другим и открытость души".
Проделав все это, попробуйте представить себе идеальную модель вашей работы по Свободному Дыханию. Нет никаких рамок и ограничений. Напишите на листе бумаги, как вы представляете себе модель вашей работы.
После этого запишите для себя два правила, от соблюдения которых зависит успех всех ваших дел в будущем.
25 - 4797Правило 1. Делай свое дело и все придет само собой, но помни, что любое благое намерение опасно без реализации.
Правило 2. Если вы не соглашаетесь ни на что, кроме самого лучшего, то все, что вы в жизни получаете, - это самое лучшее.
Третий способ
Этот способ был предложен Джимом Терруса и Сари Джохан. Он очень прост. Выпишите одно самое негативное качество, не устраивающее вас, и перепишите его, переведя в положительный контекст.
Пример:
Я боюсь открыться посторонним людям.
Я прощаю себя за страх открыться другим людям.
Я рад открыться другим людям.
Мы уже говорили выше, что лидером в использовании аффирмации является Сондра Рэй, основательница тренинга и одноименной организации LRT. Она считает, что каждый может перепрограммировать свой разум. Это приносит результаты. Для того чтобы изменить отрицательную мысль на положительную, нужно глубоко вздохнуть и на вдохе принять новую мысль, отбросив на выдохе старую.
Аффирмация - это положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для того, чтобы вовлечь ее в ваше сознание с целью достижения желаемого результата.
Другими словами, вы задаете вашему разуму целенаправленную мысль. Ваш разум обязательно создаст то, что вы хотите, если вы дадите ему шанс. Путем повторения вы можете пополнить свой разум положительными мыслями и достичь желаемой цели. Существуют различные пути использования аффирмации.
Возможно, самым простым и самым эффективным является путь, когда каждая аффирмация прописывается на листке бумаги 10 - 20 раз, а справа вы оставляете поле для эмоционального "ответа". То есть слева записывается аффирмация, а справа - те соображения, ощущения, страхи, умозаключения, которые могут возникнуть. Продолжайте повторять аффирмацию и следите, как изменяются ваши "ответы" справа. Мощная аффирмация выявит все негативные мысли, собранные в вашем подсознании, и у вас появится прекрасная возможность обнаружить, что же стоит между вами и вашей целью. Повторение аффирмации одновременно производит впечатление на ваш разум и стирает старую мысленную установку, производя непрерывные желаемые изменения в вашей жизни.
Истина в том, что мысли достигают результата; по мере того, как намечается реализация, появляется и желаемый результат.Нужно отметить, что мы можем использовать предложенную только что технику для изменения негативных мыслей в позитивные на уровне подсознания. Возьмите утверждение "Мужчины причиняют мне боль". Перевернув его, вы можете сказать обратное: "Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего".
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Как же, сатана им помощник.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Никоим образом.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Зачем они должны делать это?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Отец не замечал меня.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Я не заслуживаю того, что нужно мне больше всего.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Я не являюсь той счастливицей.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Ха-ха-ха.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Как им это удастся?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Не могу этого представить.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Да, расскажите мне об этом!
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Нельзя доверять мужчинам.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Вы сможете довериться мужчине?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- О, неужели?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- То, что лучше всего нужно им самим, имеете вы в виду.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Я знаю, чего хотят-мужчины...
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Возможно, есть исключения.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- То, что больше всего нужно для меня?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Неужели это возможно?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- А смогут ли мужчины проявить заботу обо мне?
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Возможно, они смогут.
- Мужчины хотят сделать то, что мне нужно больше всего.
- Может ли это быть правдой?
Не прекращайте писать до тех пор, пока в голову больше не будут приходить отрицательные реакции на аффирмацию. Когда вы сможете записывать аффирмацию и чувствовать себя нейтрально по отношению к ней, ваше подсознание станет программироваться без помех.
Другой пример. Подсознательная мысль: "Женщины хотят меня убить?" Эту мысль можно заменить антитезой: "Женщины всегда дают мне здоровье и силу". Пишите эту аффирмацию снова и снова, у вас могут возникнуть реакции типа:
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Это смешно.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Они приносят мне одни неприятности.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Это расстраивает меня.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Мать придирается ко мне.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Они меня даже не замечают.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Я не могу им доверять.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Хотел бы я в это поверить.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- У меня горло сводит, хочется плакать.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Они даже не могут позволить мне заплакать. /
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Я боюсь.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Я смущен.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Кажется очень рискованным...
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Возможно.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Нельзя этого исключать.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Может быть.
- Женщины всегда дают мне здоровье и силу.
- Почему бы и нет?Эти упражнения-аффирмации позволят вам узнать, что же таится у вас в подсознании, и подскажут, как заставить работать на вас ваше подсознательное устремление. Все, что вам нужно, - это желание взглянуть на самих себя, ручка и бумага.
После того, как вы будете писать аффирмацию целую неделю, или через какое-то другое время, когда ваш разум справится с наиболее негативными эмоциональными реакциями на аффирмацию, очень хорошо прекратить заполнять колонку с возможными реакциями и просто записывать позитивные, утверждающие предложения. В этом случае вы даже можете захотеть записать это на магнитофон. Я обнаружил, что для меня самым эффективным способом является печатать аффирмации на машинке. За то время, пока я напишу одно предложение, я напечатаю десять. Делайте так, как вам удобнее.
Вот несколько советов, каким образом достичь наибольшего успеха в работе с аффирмациями:
1. Работайте с одной (несколькими) аффирмациями ежедневно. Наилучшее время - перед сном, перед началом дня или когда вы тревожитесь.
2. Запишите каждую аффирмацию 10 - 20 раз.
3. Включите ваше имя в аффирмацию. Скажите и запишите аффирмацию по отношению к себе в первом, втором, третьем лице, например:
"Я, Надежда Ш., прощаю свою мать за причиненную мне боль".
"Ты, Надежда Ш.....".
"Она, Надежда Ш.,...".
Обращение во втором и третьем лице очень важно, так как эта
манера обращения обусловлена общением с другими людьми.
4. Продолжайте работать с аффирмациями ежедневно до тех пор, пока они полностью не будут интегрированы в вашем сознании. Вы это узнаете тогда, когда ваш разум ответит положительно и вы начнете ощущать намеченные результаты. Затем вы приобретете способность управлять вашими намерениями. Вы сможете поставить ваш разум на службу себе.
5. Запишите ваши аффирмации на кассету и слушайте их, когда можете. Я часто слушаю, когда сижу за рулем или перед сном. (Я уверен, что вы понимаете, что я использую аффирмации во всех сферах моей жизни, когда это касается проблем, связанных с работой, здоровьем и т. д. Вы можете делать то же самое.)
6. Очень эффективно смотреться в зеркало и проговаривать аффирмации вслух. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленным и не увидите счастливое выражение лица. Продолжайте говорить до тех пор, пока не исчезнет напряжение в лице.7. Другой метод - работа с партнером: сидя, с прямой спиной, бедра и колени слегка касаются друг друга. Проговаривайте аффирмации вашему партнеру до тех пор, пока вам не будет приятно делать это. Ваш партнер может наблюдать за состоянием вашего тела: если вы смущены, скованны или неискренни, то он не позволит вам говорить дальше до тех пор, пока вы не начнете произносить слова спокойно, без встречного напряжения тела. Когда партнер позволит вам, переходите к следующей аффирмации. Он может подсказать вам, когда начать, обратившись к вам во втором лице или по имени. Он должен продолжать проговаривать аффирмацию для вас до тех пор, пока вы не начнете воспринимать ее без раздражения и замешательства. Это тяжелее, чем кажется.
Еще один способ - проговаривать аффирмации самому себе. Вам иногда не захочется писать. Однако писать наиболее эффективно, так как это задействует больший спектр чувств.
Попытайтесь найти для себя наилучшее время для раскрытия секретов своего подсознания. Если вы столкнетесь с пунктом, который напутает или встревожит вас, не паникуйте. Продолжайте писать до тех пор, пока ваш разум не воспримет позитивную мысль. По мере того, как это будет происходить, негативность исчезнет и вы почувствуете себя легче и лучше. Помните, что думать позитивно так же легко, как и негативно. На самом деле даже легче. Негативное мышление требует больших усилий.
Не останавливайтесь на малом! Вы достойны большего!
Начало упражнений-аффирмаций:
Я,____________, родился с бесконечными возможностями к любви и реализованным взаимоотношениям. '
У меня,_______, основательная уверенность в том, что мои аффирмации будут работать и мои усилия будут вознаграждены.
Я,_______, хочу преодолевать барьеры моего невежества, страха,
раздражительности, чтобы мое совершенное "Я" могло выразить себя во всех взаимоотношениях.
Любящие взаимоотношения - ключевой момент в состоянии моего здоровья и благосостояния.
Каждая негативная мысль побуждает меня подумать сразу три позитивные мысли.
Существует целая технология изменения контекста с негативного на позитивный - эмпауэрмент. Это искусство творить такую жизнь, какую вы хотите. Так считают авторы этого метода Дэвид Гершон, Гейл Страуб (36).ЭМПАУЭРМЕНТ
Проба внутренней почвы
Личная ответственность
Основные ограничивающие представления:
- Я - жертва сил, которыми не способен управлять.
- Я не властен изменить свою жизнь.
- Я беспомощен.
- Я не знаю, что делать в сложных ситуациях.
- Я ни в чем не могу разобраться, поэтому не должен брать на себя ответственность за свою жизнь.
- Я не могу изменить мою жизнь, такова моя карма.
- Это мои родители повинны в том, что моя жизнь в таком беспорядке.
- Во всем виноват кто-то другой или что-то другое.
- Мне всегда достается самое сложное в любом деле.
- Я не знаю, как изменяться и расти.
А сейчас спросите себя: "В какой мере я желаю взять на себя ответственность за извлечение урока из моего жизненного опыта как положительного, так и отрицательного? Какую роль это играет в повседневной жизни? Что я могу сделать для того, чтобы взять на себя больше ответственности за свою жизнь?"
Самооценка
Основные ограничивающие представления:
- Я недостаточно хорош.
- У меня нет качеств, необходимых для того, чтобы преуспеть.
- Я недостоин любви.
- Я ничего не стою.
- Я не заслуживаю благосостояния, любви, здоровья и т. п.
- Я не нравлюсь себе.
- Я не принимаю себя.
- Я не одобряю себя.
- Я ни на что не годен.
Спросите себя: "Насколько я верю в себя? Как это проявляется в моей повседневной жизни? Что я могу сделать, чтобы больше поверить в себя?"
Вера во Вселенную
Основные ограничивающие представления:
- Я одинок в этой жизни.
- Я не верю, что Вселенная благосклонна ко мне.- Я не могу расслабиться.
- Я должен контролировать каждую стадию процесса, иначе у меня ничего не получится.
- Если я все время не буду настороже, надо мной легко взять верх.
- Если я буду полагаться на Вселенную, она меня подведет.
- Людям палец в рот не клади.
- Я не умею доверять.
- Разумной Вселенной не существует.
Спросите себя: "Насколько я верю, что Вселенная: окружающий меня мир, Бог, всемирный разум, жизненная сила или нечто аналогичное - поддерживает меня? Как это влияет на мою повседневную жизнь? Что я мог сделать, чтобы развивать свое доверие в поддержку Вселенной?"
Позитивное отношение
Основные ограничивающие утверждения:
- Жизнь нелегка.
- Жизнь - это борьба.
- Таков мой удел - страдать.
- Наш мир безнадежно испорчен.
- Мои действия ничего не меняют.
- Со мной всегда происходит что-нибудь плохое.
- Всегда существует оборотная сторона медали.
- Мир - это сплошной беспорядок.
- Все корпорации, правительства, политические деятели и т. п. плохи.
- Ничего не получится.
- Это невозможно сделать.
- Я знал, что это случится.
- Мне ничего в жизни не удается.
Спросите себя: "Является ли мое отношение к жизни в большей степени позитивным или, наоборот, негативным? Как это проявляется в моей повседневной жизни? Как я могу выработать более позитивную мысленную позицию?"
Открытость переменам
Основные ограничивающие представления:
- Неожиданные перемены окажутся сильнее меня, и я не буду знать, что делать.
- Безопасность мне нужна, чтобы чувствовать себя спокойно в жизни.
- Я боюсь, что перемены повредят мне.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>