ОГЛАВЛЕНИЕ

Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасности государства :
АР
К593 Козырев, А. А. (Андрей Анатольевич).
Влияние института ответственности за налоговые
правонарушения на экономическую безопасности государства :
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук. 12.00.14 - Административное
право ; Финансовое право ; Информационное право /А. А.
Козырев ; Науч. рук. В. М. Городецкий. -Саратов,2004. -24 с
.-Библиогр. : с. 24.

1. Козырев, А. А.. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасности государства. Общая характеристика работы..
2. Козырев, А. А.. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасности государства. Содержание работы..
3. Козырев, А. А.. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасности государства. Библиография..

3
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Значение поступления финансовых ресурсов в бюджет Российской Федерации трудно переоценить. От государственного казны полностью зависит система жизнеобеспечения всей страны. И особую роль в этом играет налоговая система, которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее воздействие на экономические процессы. Серьезные ошибки, допущенные в правовом регулировании налогообложения, создают препятствия для развития нормальных экономических отношений. Государство, установив неэффективную налоговую систему, создает предпосылки, побуждающие к уклонению от уплаты налогов или свертыванию дела, если оно связано с производством. В свою очередь жесткая юридическая ответственность за налоговые нарушения, которая была установлена до принятия Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), порождала разорение предприятий в случае уплаты ими штрафных санкций и пеней. Однако и после введения в действие основного налогового закона подобные проблемы не исчезли. Его применение на практике вызывает массу проблем и противоречий. Во многом неудовлетворительное качество этого важнейшего нормативного акта вызвано слабой теоретической разработанностью институтов налогового права и невозможностью применения традиционных подходов к решению проблем ответственности за налоговые правонарушения.
Несовершенство законодательства о хозяйственной деятельности, в том числе и по налоговым вопросам, позволяет иностранным государствам, их специальным службам и
организациям, корпорациям, фирмам и компаниям строить свои отношения с нашей страной, исходя из интересов получения односторонней выгоды. Такая деятельность, не встречая организованного противодействия, нередко наносит ущерб политическим и экономическим устоям Российской Федерации. Активная работа преступных элементов внутри страны дестабилизирует и без того сложную в экономическом и
4
политическом отношении ситуацию. Таким образом, нынешнее состояние налоговой системы, имеющей важное значение для российской экономики, создает реальные угрозы безопасности России в экономической и других сферах.
Состояние изученности проблемы. Вопросам ответственности за нарушения налогового законодательства посвящено немало газетных и научных статей. Однако содержание большинства таких работ носит характер научно-практического комментария, и не всегда исследуют проблему комплексно с практических и теоретических позиций и широким применением научной методологии.
Попытка серьезного научного анализа проблемы в целом и ее важнейших аспектов предпринималась в немногих исследованиях, в числе которых следует назвать диссертации О.И. Юстус, Л.Ю. Кролис, А.В. Гончарова; различные работы (статьи, монографии, учебники и учебные пособия) Р.Ф. Захаровой, Г.В. Петровой, Н.И. Химичевой, Ю.Н. Старилова, В.В. Мудрых, С.Г. Пепеляева, А.В. Брызгалина, А.Я. Курбатова, С.М. Петрова, А.П. Алехина, А.Н. Козырина, Л.В. Терновой, М.В. Карасевой, Е.Ю. Грачевой.
Следует отметить, что вопросам уголовной ответственности за налоговые преступления посвящено значительно больше работ. Данную проблему исследовали И.И. Кучеров, С.С. Белоусова, М.Ю. Ботвинкин, А.П. Кузнецов, С.В. Максимов, A.M. Вандышева, А.А. Витвицкий, И.Н. Соловьев, Б.В. Волженкин, В.Д. Ларичев, П.С. Яни, Э.М. Цыганков, В.Г. Истомин, В.А. Егоров, А.Г. Кот, Н.А. Малкин.
Вопросы экономической безопасности рассматривались в работах: С.В. Степашина, И.Н. Глебова, В.Л. Манилова, В.И. Булавина, А. В. Возженикова, О.И. Бекетова, Н.В. Щедрина, Е.А. Олейникова, К.Х. Ипполитова, В.Д. Пахомова, И.Н. Куксина, М.П. Смирнова.
Однако за рамками части таких работ остались не исследованными теоретические аспекты ответственности за налоговые правонарушения, раскрывающие глубинные интересы общества и государства в этой сфере. По этим и другим причинам в этой области
5
научного познания не были выработаны общие научные дефиниции и отдельные научные определения и понятия, которые могли бы единообразно использоваться в налоговом законодательстве всех уровней. Это также повлияло на разработку вопросов определения места и роли ответственности за налоговые нарушения среди других видов юридической ответственности. Недостаточно разработаны и практические аспекты взаимосвязи налоговых правонарушений с угрозами безопасности России. Низкий уровень научной разработанности перечисленных проблем свидетельствует об актуальности темы данного диссертационного исследования, а также о необходимости комплексного научного исследования указанных вопросов с учетом специфики правового регулирования деятельности органов Федеральной службы безопасности, налоговых органов, а также недавно образованной Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ на данном направлении и повышения эффективности взаимодействия между ними.
Объектом данного исследования является общественные отношения в сфере экономической безопасности, связанные с применением мер ответственности за налоговые правонарушения.
Предметом   исследования в данной работе являются теоретические и практические вопросы правового регулирования применения института ответственности за налоговые правонарушения, а также их учета в процессе деятельности и взаимодействия органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (далее -ФСЭНП), Министерства по налогам и сборам (далее - МНС)1 и Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ) России при обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.
Цели и задачи исследования. Цель работы - комплексное научное исследование влияния налоговой системы на безопасность государства, выявление угроз личности,  обществу и  государству,
6
вызванных проблемами в налогообложении, а также научный анализ особенностей применения института ответственности за нарушения налогового законодательства в Российской Федерации и рассмотрение роли взаимодействия ФСЭНП, МНС и ФСБ России в борьбе с правонарушениями в указанной сфере.
Исходя из поставленных целей, соискателем предполагается решить следующие задачи:
1) в процессе анализа и научной разработки проблемы рассмотреть теоретические  вопросы, связанные с состоянием безопасности государства, зависимости ее экономической составляющей от собираемости налогов и эффективности налоговой системы;
2) выделить и охарактеризовать основные факторы, отрицательно влияющие на   развитие налоговой системы, обостряющие оперативную обстановку в стране и создающие угрозы безопасности России;
3) на основе анализа теоретически обосновать возникающие в налоговой сфере угрозы безопасности страны;
4) рассмотреть в теоретическом плане особенности института ответственности за  нарушения налогового законодательства и состояния правового регулирования этого института;
5) исследовать особенности производства по делам о налоговых правонарушениях;
6) проанализировать основные направления и формы взаимодействия между ФСЭНП, МНС и ФСБ России, а также пути дальнейшего совершенствования правового  регулирования  этих вопросов.
Методология и теоретическая база исследования. В работе использовались следующие методы научного исследования: формально-логический, системного анализа, сравнительно-правовой, экономико-правовой и другие общепринятые в правовой науке методы.
В ходе диссертационного исследования были изучены: научная и учебная литература по проблемам безопасности и ответственности за налоговые правонарушения; законодательство Российской Федерации; ведомственные нормативные акты ФСБ,  налоговых органов,
7
МВД РФ, бывшей Федеральной службы налоговой полиции России; общей теории государства и права, по конституционному, финансовому, административному, уголовному, гражданскому и другим отраслям права. В процессе исследования была рассмотрена практика работы ряда налоговых органов, а также решения Конституционного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также проанализировано более 80-ти процессов Арбитражного Суда г. Москвы по указанным вопросам.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые комплексно исследованы теоретические и практические аспекты влияния налоговой системы на безопасность государства, сформулированы новые понятия и подходы к решению
актуальных проблем состояния правового регулирования и реализации юридической ответственности за нарушения налогового законодательства, подготовлены предложения направленные на совершенствование действующего законодательства по вопросам
налоговой ответственности и взаимодействия различных государственных органов при его применении.
Положения выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные выводы и предложения:
1. Налоговая система Российской Федерации оказывает значительное влияние на безопасность страны, выраженное в проявлении угроз способных нанести ощутимый ущерб интересам личности, общества и государства. Для устранения таких угроз важное значение имеет выявление факторов влияющих на состояние налоговой системы, которые включают:
- неэффективность налоговой системы в реальных условиях изменений происходящих в Российской Федерации;
- нестабильность положений законодательства определяющих содержание налоговой системы;
- недостаточно четкая правовая регламентация
- правоприменительной деятельности в налоговой сфере;
- низкий уровень взаимодействия ФСЭНП, МНС и ФСБ России при решении задач относящихся к их компетенции;
8
2. Влияние налоговой системы на безопасность государства выражается в возникновении следующих угроз, в основе которых лежит проблема недостаточного   финансирования: снижение обороноспособности; невозможность соблюдения режима секретности  и  охраны  государственной  тайны;  возникновение социальной напряженности в обществе; развитие организованной преступности и коррупции; зависимость страны от иностранных государств и международных организаций; ослабление единства федеративного государства и угроза распада Российской Федерации.
3. Комплексное применение норм различных отраслей права в процессе  производства  по делам о налоговых правонарушениях, должно опираться на детальную правовую регламентацию указанных правоотношений, учитывающую особенности указанной сферы и опирающуюся на четко определенные в законодательстве понятия и термины.  Способствовать  этому  будут   предложенные  автором уточнения редакции пункта  2 статьи 11, части первой статьи 19 НК РФ, а также статьи 106 НК РФ:
- п. 2 ст. 11 НК РФ «Организации российские и иностранные юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с ее  законодательством, а также объединения лиц, совместно реализующих программу или цель, действующие в различных сферах жизни общества и в процессе своей деятельности  владеющими, пользующимися и распоряжающимися объектами налогообложения и в соответствии с законодательством имеющие обязанность уплачивать налоги и (или) сборы»;
- часть 1 ст. 19 НК РФ: «Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются  организации и физические лица, постоянно проживающие или пребывающие на территории  Российской Федерации, на которых в соответствии с нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы»;
- ст. 106 НК РФ «Налоговым правонарушением признается общественно опасное, виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
9
4. Диссертантом сделана попытка обоснования самостоятельности налоговой ответственности как вида юридической ответственности. Под налоговой ответственностью  понимается специальное правоохранительное правоотношение, обеспечивающее защиту  общества и государства от налоговых правонарушений, совершаемых субъектами налоговых отношений и выражающееся в применении санкций за указанные деяния к виновным лицам  в порядке, предусмотренном НК РФ.
5. Под взаимодействием в налоговой сфере следует понимать проведение  целенаправленных, согласованных, единых действий, МНС, ФСЭНП и ФСБ России путем    обмена информацией, совместного планирования деятельности, взаимного использования сил и средств, а также совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий при  решении  конкретных  задач,  направленных  на выявление и привлечение к ответственности лиц, создающих угрозу безопасности страны. Диссертантом подготовлен проект Положения о взаимодействии, позволяющий в случае его подписания, обеспечить постоянное и  эффективное  взаимодействие  между  налоговыми органами, ФСЭНП и органами ФСБ.
Практическая значимость результатов диссертации. Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что предлагаемые автором теоретические разработки вопросов налогового права могут быть использованы для совершенствования законодательства, а также для повышения эффективности деятельности государственных органов при решении задач в налоговой сфере. Предложенный автором проект Положения о взаимодействии между ФСЭНП, МНС и ФСБ России может быть также использован в практической работе указанных органов по совершенствованию такого взаимодействия.
Теоретические выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в науке административного и финансового права при исследовании проблем ответственности за налоговые правонарушения. Отдельные положения могут использоваться учебными дисциплинами административного права, финансового права, при подготовке учебников и учебных пособий, планов семинарских занятий, практикумов и другой учебно-методической
10
литературы как для учебных заведений ФСБ России, так и для других вузов страны.
Материалы диссертации могут быть применены для разработки специальных курсов по финансовому и административному праву.
В условиях продолжающейся реформы налогового права практическая значимость работы определяется возможностью учета ее положений и выводов при подготовке нормативных актов и, особенно, норм, регулирующих ответственность за нарушение налогового законодательства.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также использовались при проведении практических занятий по финансовому праву, по спецкурсу: «Ответственность за нарушение налогового законодательства».
Выводы диссертации также использованы подкомитетом по налоговому законодательству Государственной Думы РФ при работе над совершенствованием налогового законодательства.
Рецензирование и обсуждение диссертации производилось на кафедре Прав человека Московской гуманитарно-социальной академии.

Содержание работы
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, цели и задачи, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертационного исследования «Теоретические аспекты правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения и безопасности государства» освещается влияние налоговой системы на безопасность страны, анализируются некоторые теоретические проблемы института ответственности за налоговые правонарушения, исследуется его правовая природа, а также рассматриваются особенности применения Налогового кодекса Российской Федерации, норм других отраслей права при производстве по делам о налоговых правонарушениях.
11
В первом параграфе «Понятие безопасности государства, роль и влияние налоговой системы на ее состояние» раскрывается понятие «безопасность», а также рассматриваются различные мнения исследователей этого вопроса.
В научной литературе существует несколько точек зрения на понятие безопасности. Условно их можно подразделить на три группы. Первая состоит в том, что безопасность понимается как определенные меры, системы мер по защите государства. Вторую группу определений составляет вывод о том, что безопасность это состояние (прочность, устойчивость, незыблемость) государственных устоев. Третью - отражают взгляды на безопасность как систему общественных отношений. Подобной же точки зрения придерживается и автор, считая общественные отношения доктринальной категорией, объединяющей в себе первую и вторую группу определений.
Оппоненты могут заявить, что система общественных отношений - понятие слишком широкое, включающее в себя и базисные и надстроечные отношения. И это действительно так. Но только если рассматривать безопасность с позиции государства, его безопасности. Когда же помимо государственных интересов, затронуты интересы и личности, и общества, система общественных отношений, их качественное состояние, выступают гарантом безопасности всех указанных категорий. На основании вышеизложенного можно сказать, что «безопасность», как отсутствие опасности, будет представлять собой систему саморегулирования в интересах собственного выживания, где влияние факторов и условий может быть исключено или сведено к минимуму посредством применения определенных мер защиты. И данной системой будут выступать общественные отношения, а именно, их качественное состояние, то есть состояние, характерное устойчивостью своего положения, его существенной определенностью. Отсюда автор выводит понятие безопасности как качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Конституция Российской Федерации выделяет три основных разновидности безопасности: «безопасность государства», «безопасность
12
граждан», «общественная безопасность». Другие нормативные акты в соответствии со сферой своего регулирования коррелируют понятию безопасности отраженному в законе РФ «О безопасности»: «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства»; «обеспечение личной безопасности граждан»; «обеспечение общественной безопасности»; «обеспечение экономической безопасности»; «военно-техническое обеспечение безопасности».
Вбирая в себя всю совокупность видов безопасности, правовое понятие «безопасность», по нашему мнению, утрачивает значение родового определения. Но правовое регулирование нуждается именно в таком универсальном понятии, не зависящем от дробления его по отраслевым признакам. С этой точки зрения приемлемым представляется вошедшее в правовой оборот понятие «национальная безопасность», под которой в научной литературе понимается совокупность необходимых факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособность государства, целесообразное развитие и сохранение его фундаментальных ценностей и традиций, неконфликтные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внутренние и внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами, обеспечивать достижение национальных целей.
Преимущество понятия «национальная безопасность» состоит, прежде всего в том, что оно не идеологизировано и носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себе все виды безопасности, защищаемые конкретным государством. Тем самым открывается возможность пользоваться понятием «национальная безопасность» как в международном, так и внутригосударственном правовом регулировании. В соответствии с российской правовой практикой основными составными частями национальной безопасности являются: оборонная (военная) безопасность; международная безопасность; экологическая безопасность; экономическая безопасность; информационная безопасность.
В соответствии с направлением нашего исследования мы рассматриваем только вопросы экономической  безопасности, под
13
которой понимаем - такое состояние хозяйства (страны, региона), при котором отсутствуют какие-либо угрозы поступательному развитию экономики, обеспечивающему повышение жизненного уровня населения и сохранение социально-политической стабильности общества.
Данное определение определяет и пути дальнейшего рассмотрения данного вопроса. Прежде всего, характеризуются угрозы или причины, вследствие которых возникает необходимость в обеспечении безопасности государства.
Автором не рассматриваются внешние угрозы, так как, во-первых, сделать это не позволяет объем диссертации, а во-вторых, они подробно описаны во многих научных работах.
Внутренние угрозы связаны в основном с противоправной и иной деятельностью внутренних субъектов государства и общества - структур «теневой экономики», организованной преступности, отдельных юридических и физических лиц, посягающих на безопасность государства.
В научной литературе встречаются различные варианты внутренних угроз безопасности России, однако автор останавливается только на той, которая связана с налоговой системой.
Автором приводятся негативные последствия массового уклонения от уплаты налогов, которые и подтверждают вывод о том, что налоговая система России оказывает существенное влияние на безопасность страны, а возникающие вследствие ее неэффективности угрозы достаточно чувствительны для любого государства.
Чтобы определить направления нейтрализации такой угрозы, автор рассматривает два фактора, влияющие на налоговую систему и в связи с этим на состояние безопасности государства: неэффективность налоговой системы и нестабильность налоговой системы.
Неэффективность налоговой системы, по мнению автора, выражается в неспособности налоговой системы реализовать свои основные функции: фискальную и регулятивную.
Нестабильность налоговой системы проявляется в отсутствии регулятивной    динамики  налогового  законодательства,  что  не
14
позволяет осуществлять внешние и внутренние инвестиции в экономику государства, создает условия для утечки капиталов за границу, способствует совершению налоговых правонарушений и преступлений, а также избежанию ответственности.
При наличии подобных факторов налоговая система порождает ряд угроз безопасности:
- Угроза безопасности в социальной сфере;
- Ослабление обороноспособности и безопасности;
- Угроза суверенитету Российской Федерации;
- Угроза организованной преступности и коррупции;
- Угроза территориальной целостности.
Во втором параграфе «Правовое регулирование налоговых отношений и проблемы институализации налоговой ответственности» автор анализирует, что собой представляет налоговое право, какими особенностями предмета и метода регулирования обладает. Дав характеристики и уяснив вышеназванные признаки, можно определить, является ли налоговое право самостоятельной отраслью права, а, следовательно, и установить может ли по отраслевому критерию институт ответственности за налоговые правонарушения являться самостоятельным видом ответственности, наряду с уголовной, административной и гражданско-правовой.
Автор в наиболее общем виде, выделяет общественные отношения, входящие в налоговую сферу и тем самым дает характеристику содержания предмета налогово-правового регулирования.
Рассмотренные отношения не входят в предмет правового регулирования других отраслей права, за исключением финансового. Они взаимосвязаны между собой и носят однородный характер по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему нашей страны. Однако указанные отношения имеют существенную специфику и в ряде случаев выходят за рамки предмета регулирования как финансового, так и других существующих отраслей права.
Кроме этого, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет диссертанту обоснованно сделать вывод о том, что предметом налогового права  является  группа однородных
15
отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения, уплаты и взимания налогов.
Другим критерием, позволяющим подтвердить самостоятельность отрасли права в юридической науке, признается наличие самостоятельного метода правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Проанализировав два различных подхода по вопросу о самостоятельности метода правового регулирования отрасли права в среде ученых-юристов, автор пришел к выводу, что отношения в сфере налогообложения, — совокупность однородных отношений, вместе с тем являющихся частью финансовых отношений. Такая взаимосвязь обусловлена также тем, что налоговая система не выступает как обособленная и независимая часть всей системы государственно-публичного, финансового и иного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики.
Таким образом, существующая зависимость свидетельствует о том, что налоговое право, претендующее на самостоятельность в нынешнем его состоянии, является составной, хотя и относительно обособленной, частью финансового права.
С классических позиций отраслевой режим регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличия отрасли законодательства и кодифицированного акта.  
Взгляды ученых на определенную самостоятельность предмета регулирования налоговой отрасли права получили убедительное подтверждение при принятии законов и иных нормативных актов, регулирующих эти отношения. Предпринятая в последнее время кодификация норм налогового законодательства, показывает уровень самостоятельности правового регулирования налоговых отношений, что также характерно только для самостоятельной отрасли права, или имеющей существенную обособленность подотрасли права.
16
Все это не исключает того, что в скором времени элементы налогового права начнут получать свое полное институциональное развитие, что приведет к формированию самостоятельной отрасли права. В результате имеющей место в настоящее время эволюции права о налогах позволяет в полной мере констатировать наличие в рамках финансового права самостоятельной подотрасли налогового права. С учетом вышеизложенного автором предлагается научное определение налогового права.
Налоговое право - это подотрасль финансового права включающая систему финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения связанные с установлением, введением, уплатой и взиманием налогов в процессе взаимодействия органов государства, налогоплательщиков и других субъектов этих отношений.
Теоретические аспекты обособления налогового права тесно связаны с важнейшим элементом налогового законодательства об ответственности за совершение налоговых правонарушений, поэтому далее автором рассматриваются основные дискуссионные проблемы налогового права:
- презумпция невиновности в налоговом праве;
- о   правомерности   применения   понятия   «налоговая ответственность».
По первому вопросу, автор отстаивает позицию о необходимости сохранения презумпции невиновности в налоговом праве.
При рассмотрении второго вопроса, диссертантом рассмотрена классификация видов юридической ответственности, которая производится по различным основаниям: по органам реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Однако наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку: уголовную, административную, гражданско-правовую и т.д. Каждый из видов имеет свое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения. Налоговая ответственность может наступить в соответствии со статьей 106 НК РФ, только в связи с «нарушением законодательства о налогах и сборах». Таким образом, данный вид ответственности
17
регламентируется нормами подотрасли финансового права налоговым правом и имеет достаточно высокую степень обособленности, которую автор подтверждает анализом. Хотя налоговое правонарушение и имеет определенное сходство с административным правонарушением, они таковыми не являются в
связи с особым порядком их регламентации и применения не в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, а с использованием судебной процедуры, частично регламентируемой в части 1 НК РФ.
Рассмотренные в параграфе вопросы позволяют по-новому взглянуть на понятие налоговой ответственности. Которая по нашему мнению, уже сейчас представляет самостоятельный вид юридической ответственности и определяется как специальное правоохранительное отношение, обеспечивающее защиту общества и государства от налоговых правонарушений, совершаемых субъектами налоговых отношений и выражающееся в применении за указанные деяния налоговых санкций к виновным лицам, в порядке предусмотренном НКРФ.
В третьем параграфе «Особенности производства по делам о налоговых правонарушений» проанализировано применение норм налогового, гражданского и административного права при производстве по делам о нарушениях налогового законодательства.
Диссертант анализирует понятия «организация», «юридическое лицо», «физическое лицо» как субъектов налогообложения с помощью норм гражданского и налогового права, в результате чего приходит к выводу, что текст части первой статьи 19 НК РФ должен редакционно выглядеть следующим образом. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, постоянно проживающие или пребывающие на территории Российской Федерации, на которых в соответствии с нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Затем автор рассматривает каким образом проблема налогообложения затрагивает правоохранительные органы. Дело в том, что они, осуществляя специальные мероприятия, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеют право на возмездной основе устанавливать
18
отношения сотрудничества с физическими лицами на конфиденциальной основе. Естественно возникает ряд вопросов - обязаны или нет платить налоги физические лица, сотрудничающие с МВД, ФСБ России и иными органами. Если да, то каким образом их декларировать и уплачивать налоги. По мнению автора, этот вопрос можно разрешить двумя способами:
во-первых, можно внести в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» изменения, которые предоставили бы физическим лицам, сотрудничающим с правоохранительными органами, возможность не вносить в декларацию информацию о полученных доходах. А органы, выплачивающие такой доход, обязать, как налоговых агентов удерживать налог;
во-вторых, доход, полученный от правоохранительных органов, освободить от налогообложения и внесения его физическими лицами в налоговую декларацию.
Диссертант анализирует понятие налогового процесса, который представляет собой специализированный процесс и который нельзя отнести полностью к административным процессам, поскольку его содержательное, функциональное регулирование осуществляется с помощью законов о налогах. В нем, конечно, присутствуют элементы административного процесса в виде: субъектов органов исполнительной власти и их должностных лиц, участвующих в этом процессе; правовой регламентации перечня и последовательности действий, совершаемых этими органами и должностными лицами; иерархической связанности этих органов. Однако названными моментами это сходство и заканчивается.
В налоговом процессе выделяются следующие самостоятельные стадии: выявление факта налогового правонарушения и составление акта об этом нарушении; рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа или его заместителем; обжалование (опротестование) и пересмотр решения; исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности, которые по своему содержанию имеют серьезное отличие от стадий административного производства. Каждая из них, подробно регулируется в НК РФ и по форме отличается от стадий регламентируемых    административным  правом.  Их  разработка
19
является серьезным шагом в развитии теории и практики реализации норм налогового права.
Во второй главе «Пути повышения эффективности взаимодействия налоговых органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России и органов безопасности» исследованы вопросы необходимости взаимодействия указанных органов, а также пути совершенствования законодательства в этой области.
В первом параграфе диссертант, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению проблемы организации взаимодействия ФСБ, ФСЭНП и МНС России, остановился на содержании системы обеспечения безопасности, так как раскрыв его, можно ответить на вопрос о необходимости организации сотрудничества указанных органов.
При использовании идей системных исследований проблемы обеспечения безопасности в качестве теоретико-методологической базы автор опирался на общенаучные положения, развитые в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина и др.
В их работах подчеркивается мысль о том, что система в наиболее общем виде, представляет собой самодвижущуюся совокупность взаимодействующих элементов, т.е. ими отмечается, что одним из важных признаков понятия «система», является взаимодействие. Этот признак, по нашему мнению, играет немаловажную роль в теоретическом осмыслении понятия «система обеспечения безопасности», поскольку в общенаучном смысле взаимодействие означает не только действие и противодействие в смысле борьбы, но и действие как взаимодополнение, т.е. сотрудничество.
Эти работы со всей убедительностью доказывают, что систему рассматривает множество ученых различных направлений.
Система обеспечения безопасности, как и всякая социальная система, является открытой, поскольку она активно взаимодействует с окружающей средой: осуществляется обмен информацией, кадрами, формами и методами деятельности и т.д. Развиваясь, система остается целеустремленной и самоуправляемой, так как ее составные элементы стремятся  к  главной  цели  -  обеспечению  безопасности,  причем
20
используя для этого собственные механизмы развития. Кроме того, даже изменения происходящие в системе, не ведут к разрушению, а направлены, прежде всего, на ее совершенствование. Благодаря этому процессу, система наполняется новым содержанием, которое позволяет ей взаимодействовать с другими системами на качественно ином уровне. Она может входить в них как частично, так и несколькими элементами. Данными системами могут быть подсистемы военной, научно-технической, государственной, экономической безопасности и др.
В свою очередь, сами элементы системы также могут рассматриваться как системные образования, состоящие из упорядоченного множества других элементов. Исходя из этого и сама система обеспечения экономической безопасности будет являться подсистемой общенациональной системы безопасности.
Актуальным является вопрос о составе компонентов системы обеспечения экономической безопасности. Анализ научных источников по проблеме формирования и функционирования системы мер по защите экономики показывает, что в числе основных элементов указанной системы называются: субъект; объект противодействия; цель; средства; методы; формы.
Рассмотрев элементы системы обеспечения экономической безопасности, диссертант делает вывод, что обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов Российской Федерации в сфере экономики оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили.
Организация взаимодействия во взаимосвязи с институтом ответственности за совершенные преступления и правонарушения в налоговой сфере приведет к уменьшению их количества и устранению источников опасности государству, исходящих из
налоговой сферы.    
Многие зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность нарушений норм налогового права и тяжких преступлений. Укрытие доходов от налогообложения - одна из наиболее массовых форм противоправного  накопления
21
капитала; такие преступные проявления тесно связаны с преступлениями, относящимися к компетенции МВД и ФСБ России, и являются своеобразной «предкриминальной ступенью».
В зарубежных странах правоохранительные органы используют институт ответственности налогоплательщиков, когда не могут представить доказательства по иным тяжким преступлениям, таким, как наркоторговля, торговля оружием, коррупция и другим. Дело в том, что всякая деятельность, связанная с извлечением преступных доходов, влечет за собой сокрытие этих доходов от налогообложения, а доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов легче, чем обвинить в совершении иных преступлений.
Далее автором приводятся различные статистические данные, а также факторы, подтверждающие необходимость взаимодействия рассматриваемых органов.
Проведенный диссертантом анализ показывает, что действительно имеется ряд причин, обусловливающих необходимость организации тесного взаимодействия во всех формах рассматриваемых государственных органов.
Затем анализируются точки зрения на понятие «взаимодействие», в результате которых автор приходит к выводу, что под взаимодействием следует понимать необходимость проведения целенаправленных, согласованных, а также единых действий ФСЭНП, МНС РФ и ФСБ России путем обмена информацией, совместного планирования деятельности, взаимного использования сил и средств и совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий при решении конкретных задач, направленных на выявление и привлечение к ответственности лиц, создающих угрозу безопасности страны в налоговой сфере.
Во втором параграфе «Правовое регулирование взаимодействия субъектов   применения мер налоговой ответственности в сфере обеспечения экономической безопасности государства и пути его совершенствования» подчеркивается, что с помощью правового регулирования обеспечивается преемственность, эффективность и стабильность деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, достигается ее строгая упорядоченность. С помощью такого
22
инструмента как правовое регулирование, вносятся порядок и организованность в работу подразделений и отдельных работников. Наличие соответствующей правовой базы является гарантией устойчивости системы организации обеспечения безопасности, без которой эффективное ее функционирование невозможно, а также позволяет решать ряд других вопросов, способствующих совершенствованию процесса взаимодействия министерств и ведомств.
По мнению автора, необходимость совершенствования правового регулирования взаимодействия, обусловлено следующими причинами:
1. Высокими темпами развития и обновления текущего законодательства в Российской Федерации.
2. Серьезными изменениями экономической ситуации в последние годы, как в России, так и за ее пределами.
3. Изменением оперативной обстановки в сторону роста числа преступлений в том числе и в налоговой сфере.
4. Изменением роли органов безопасности в борьбе с экономическими преступлениями, представляющими в ряде случаев угрозу безопасности Российской Федерации.
5. Изменением тактики, а также стратегии преступников при совершении  преступлений с использованием более изощренных способов и часто осуществляемых организованными преступными группами.
Совершенствование правового регулирования в целях повышения эффективности организации взаимодействия между ФСЭНП, МНС и ФСБ России может быть представлено в двух аспектах.
Первый связан с анализом содержательной стороны новых и действующих правовых актов, поскольку в них отражается ряд новых положений, касающихся взаимоотношений между ведомствами, которые в предшествующий период не регламентировались или рассматривались под другим углом зрения. Второй аспект совершенствования правового регулирования организации взаимодействия связан с самой деятельностью по подготовке подобных правовых актов. В данном случае эффективность организации
23
деятельности повышается за счет совершенствования процесса правового регулирования и применения современной юридической механики.
С учетом того, что многие документы по взаимодействию были подготовлены еще в начале 90-х годов, многие положения, по мнению автора, уже достаточно устарели. В связи с этим представляется, что общие обязанности должны быть расширены, так как, во-первых, налоговые правонарушения в настоящее время наносят существенный ущерб экономике страны и, соответственно, представляют угрозу безопасности России, а во-вторых, борьба с данными правонарушениями выросла до масштабов общей задачи правоохранительных органов.
Диссертантом предлагается объединить отдельные документы по взаимодействию, и, используя все их положительные стороны подписать единое соглашение, дополнив его рядом положений, учитывающих изменения законодательства, роль органов ФСБ в обеспечении экономической безопасности страны в рамках совместной борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Необходимость подписания такого документа объективно обусловлена повышением роли взаимодействия в обеспечении экономической безопасности и выводом о том, что автономное функционирование государственных органов в указанной сфере в настоящее время практически невозможно вследствие целого ряда факторов, рассмотренных в работе.
В приложении представлен разработанный диссертантом вариант документа, который позволит осуществлять эффективное взаимодействие между ФСБ, ФСЭНП и МНС России.
 
24
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
 Козырев А.А. Некоторые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации с использованием институтов налогового права// Сборник статей Академии ФСБ России. Февраль. М.: издательство в/ч 33965, 1999,(0,5 п.л.).
 Козырев А.А. Направления и формы взаимодействия между Федеральной службой безопасности России, налоговыми органами и Федеральной службой налоговой полиции России при обеспечении экономической безопасности // Сборник статей Академии ФСБ России. Сентябрь. М.: издательство в/ч 33965, 1999,(0,7 п.л.).
 Козырев А.А. Ответственность за нарушение налогового законодательства. // Лекция. Рязань: издательство «Асессор» , 1999. (1,5 п.л.).
 Козырев А.А. Понятие налогового права и его место в системе правовых норм Российской Федерации // «Право и Политика» № 1. М.: издательство «Нота Бене», 2002.(1,3 п.л.).
 Козырев А.А. Некоторые вопросы ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах // «Государство и право» № 4. М.: издательство «Наука» РАН, 2004, (0,5 п.л.).
 Козырев А.А. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // «Финансовое право» № 1. М.: издательская группа «Юристъ», 2004.(0,79 п.л.).
Общий объем: 5,29 печатных листа.
 




















ОГЛАВЛЕНИЕ